Найти в Дзене

Как Скрам-Мастеру выстроить доверие с командой. Основные правила.

Оглавление

Каждый Скрам-Мастер сталкивается с этапом начала работы в новой команде. Приоритетом на этом этапе будет выстраивание доверия с участниками команды. Сегодня делюсь наработками по построению доверия с новой командой, которые условно разделил на три части: правила, ошибки, инструменты.

Правила.

Правило №1. Доверие к себе.

Будьте уверены в своих силах и знаниях. Команда увидит неуверенность Скрам-Мастера и может с первых минут составить мнение о вас. Будьте к этому готовы. Не рассказывайте о «космических кораблях», дайте четкое описание, куда и к какой цели двигаемся, и какие наши ближайшие шаги.

Правило №2.  Задавайте правильные вопросы и запоминайте ответы.

Участники команды гордятся наработанными навыками и знаниями. Проявление интереса к командным результатам и опыту - признание их ценности. Задавайте вопросы, демонстрируйте команде ваш искренний интерес. Запоминайте ответы, которые дает команда. Процесс построение сойдет на нет, если в один момент вы будете в замешательстве и не вспомните, что вам уже говорили. Будьте осторожны.

Правило №3. Принимайте ответственность на себя.

Ошибки случаются. Когда это происходит, задача участникам команды уметь принимать ответственность на себя. Обсудите с командой о варианты решения проблемы, избегайте поиска и наказания виновных. . В конечном счете, обвинение никому не приносит пользы. Принимая, таким образом, ответственность на себя, помогите команде сфокусироваться на продуктиве.

Правило №4.Честность и прозрачность.

Будьте честны и открыты с командой. Прозрачные процессы и открытое общение выявляет проблемы и помогает находить эффективные решения. Честность и прозрачность показывают команде приверженность Скрам-Мастера к результату совместной работы. Не создавайте скрытых программ, подковерных обсуждений. И постарайтесь не распространять слухов.

Правило №5. Пусть команда решает.

Когда у команды возникают вопросы о том, как справиться с процессиями дисфункциями или что  выбрать, X или Y, дайте ответ: «выбор зависит, что будет лучше для команды?». Дайте команде свободу действий, научите быть самостоятельной.  Это и будет демонстрацией доверия. И команда ответит взаимностью.

Правило №6. Доверься команде.

Если Скрам-Мастер не доверяет команде, не будет доверия с обратной стороны. Демонстрация недоверия, высказывания о том, что доверие надо еще заработать не добавят очков. Недоверие будет порождать недоверие.

Ошибки, которые разрушают доверие.

Ошибка №1. Скрытые агенды.

На старте, Скрам-Мастеру дают скрытые задачи от руководства: провести контроль эффективности участников команды, зафиксировать и записать разговоры, наблюдать за конфликтами и "токсичными" людьми. Фокус работы Скрам-Мастера меняется. Вместо «служения» команде Скрам-Мастер становится "ушами" руководства.

Антидот

  • Проговорите на берегу с руководством ваши задачи и будьте открытыми, если они не совпадают с  ожиданиями от позиции Скрам-Мастера
  • Будьте честными с командой. Открыто планируйте действия и поясните цель участникам команды.

Ошибка №2. Скрам-Мастера нанимает менеджер, а не команда.

Скрам-Мастер не видит команду до начала работы в компании, а при найме общается только с руководством. Сложно выстроить доверие вслепую. Приходя в команду, Скрам-Мастер будет "служить" менеджеру, который принял его, а не команде.  Команда будет перекладывать ответственность за любую проблему на руководство. Ведь решение о найме принял менеджер. Но руководство не построит доверие за вас.

Антидот

  • Если приходите на новое место или в новую команду - попросите заранее познакомиться и провести день - два вместе с командой.
  • Дайте команде шанс узнать вас до принятия окончательного решения.

Ошибка №3. Симпатия != Доверие.

Еще одна ошибка, которую часто допускает новый Скрам-Мастер, это заработок доверия. Скрам-Мастер угождает коллегам по команде, подменяет доверие симпатией.

Антидот

  • Вместе с командой обсудите доверие. В чем ценность доверия в командной работе. Будьте последовательны .
  • Помните, доверие - это всегда двусторонняя игра, здесь не может быть игры в одни ворота.

Полезные практики

Практика №1. Разговор себе.

Для этого используйте различные форматы и инструменты, главное сделать это как можно раньше. Сделайте первую встречу до принятие предложения на работу. Говорите о ценностях, о ваших целях в жизни, в этой компании. Ваш подход к работе, ваши приоритеты.

Практика №2. Ожидания.

Не забудьте спросить у команды про ожидания от позиции. Что ожидают новые коллеги, какую видят или ожидают увидеть ценность в деятельности Скрам-Мастера. Как оценивают прогресс и вклад в успех команды. И, конечно, не забудьте проговорить свои ожидания.

Практика №3. Ничего не обещать - анализ плюсов и минусов текущих процессов.

Избегайте громких обещаний. Не говорите о перестройке процесса. Сделайте паузу, договоритесь, что текущий статус процесса - это точка старта команды. Проведите с участниками анализ плюсов и минусов процесса, поймите, что стоит за теми или иными сложившимися правилами, что работает и что не работает. Подсветите исключения и особенности. Делитесь наблюдениями и вырабатывайте совместные ближайшие шаги.

Практика №5. Персональное общение

Проведите индивидуальные сессии с участниками команды. Поговорите открыто с каждым, о процессе, о продукте, про ответственность и доверие в команде. Поговорите о персональных целях и постарайтесь узнать, что человеку важно в рабочей атмосфере. Избегайте оценок. Не делайте такие встречи источником слухов и сплетен в команде.

Практика №6. Общая цель.

Сформулируйте цели с командой: цель по изменениям в процессе, цель совместной работы. Сделайте вместе. Не отдаляйтесь от команды. Не становитесь внешним консультантом для коллег.