Найти тему
Сеть трасс Автодор

75 лет с начала выпуска грузовика ЗиС-150

30 октября 1947 года на московском заводе имени Сталина собрали первые грузовики нового семейства ЗиС-150. Они пока еще соседствовали на конвейере со старыми машинами ЗиС-5, военными «трехтонками», но уже в апреле следующего года «сто пятидесятые», мощные, грузоподъемные, надежные, полностью сменили прежнюю модель.

ЗиС-150 начали проектировать в 1944-м, хотя вообще о смене модели на заводе думали ранее и даже подготовили к 1938-му прототипы ЗиС-15. Тогда не сложилось… Новая машина создавалась параллельно с реэвакуацией завода и проектированием лимузина ЗиС-110. Темпу тогдашних конструкторских работ можно позавидовать…

Конечно, в те времена наш автопром зачастую копировал зарубежные образцы. И кабина ЗиС-150 действительно очень похожа на «Интернэшнл» (тогда название этой американской фирмы писали «Интернационал»). В силу дефицита тонкого стального листа (разбомбленный комбинат Запорожсталь еще восстанавливали) наша кабина была деревянной в первые три года жизни. Мотор был перепроектирован и выдавал теперь 90 лошадиных сил. Впервые на советском грузовике появилась 5-ступенчатая коробка передач. Останавливали машину полной массой около 8 тонн пневматические тормоза.

Кстати, о двигателе. Он мог быть и немного мощнее, но частоту вращения пришлось ограничить. Длинный кардан не выдерживал высоких оборотов, когда шоферы гнали приемистую машину, поначалу бывали аварии.

Nadya72013, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Nadya72013, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

А уж какие аварии перенес завод при налаживании производства! Два мощнейших пожара случились на ЗиСе в январе и марте 1946-го… Каким чудом сгоревшие цеха восстановили буквально в считанные недели – мы теперь можем только догадываться. Равно как и о причинах пожара. Думаю, просто грелись работяги, вряд ли это была диверсия. Хотя эти пожары припомнили в 1950-м, когда началась сталинская чистка на заводе его имени…

ЗиС-150 простоял на конвейере до 1957-го, его тираж превысил 770 тысяч экземпляров. До 1964-го выпускали ЗиЛ-164, по сути, модернизированную 150-ю модель.

А еще ЗиС-150 (кстати, в 1956-м он сменил букву в имени и стал ЗиЛом) выпускали в Румынии и в Китае. Именно с советского грузовика начинался крупнейший в Китае концерн FAW – Первый автозавод. Наш ЗиС получил там имя «Цзэфань» («Освобождение»), попал на банкноты КНР и продержался на производстве аж до 1986-го.

Не зря он в самом деле был похож на «Интернационал». С юбилеем, ЗиС-150!