ГАЗ стал третьим крупным автомобильным заводом, введенным в строй в СССР вслед за московским АМО и ярославским ЯГАЗом. Однако, в отличие от них, изначально проектировался с опорой на самые современные технологии поточно-массового производства с широким использованием конвейерных линий.
Сборка техники в Москве и Ярославле первое время велась стапельным методом, когда от начала и до конца автомобиль «обрастал» деталями, находясь на одном месте. Готовую раму устанавливали в цеху на подпорки, а потом поочередно подтаскивали к ней и монтировали мосты, двигатель, коробку передач, кабину и т.д. Такая технология требовала простейшей оснастки, но о высокой производительности труда не позволяла даже мечтать. Как следствие, выпуск готовой продукции оставался крайне невысоким. Например, за весь 1930 год по старой технологии на АМО смогли собрать лишь 3227 машин, а на ЯГАЗе – 839. Когда же ГАЗ, будучи пущенным в январе 1932-го, через несколько лет вышел на проектную мощность, то смог давать стране до 140 тысяч автомобилей в год! Колоссальная разница!
Конечно, современные поточные линии с конвейерами появились в 1930-х и на Московском автозаводе. Но решение о его коренной реконструкции с внедрением нового метода сборки принималось через несколько месяцев после решения о строительстве нижегородского автогиганта. Так что ГАЗ в плане внедрения современных технологий все же был первопроходцем. Да и максимальный годовой объем выпуска автомобилей на Московском автозаводе в 1930-е так и не превысил 70 тысяч штук. Иными словами, до войны каждые два из трех выпущенных в Советском Союзе автомобилей несли марку ГАЗ.
Сегодня, 90 лет спустя, ГАЗ остается флагманом отечественной автомобильной промышленности и по-прежнему ориентируется только на самые современные технологии. Совершенствованию производственных процессов на предприятии уделяется самое пристальное внимание! В частности, именно в распоряжении ГАЗа находится один из самых высокотехнологичных в нашей стране окрасочных комплексов с ваннами катафорезного грунтования и окрасочными роботами. В изготовлении кабин и цельнометаллических кузовов самое широкое применение нашли автоматизированные линии штамповки и сварки. А всего в различных этапах производства автомобильной техники на заводе задействованы 583 промышленных робота!
Конечно же, никуда не делись конвейеры. Напротив, их на заводе сейчас множество, и задействованы они в самых разных операциях: от подачи совсем небольших комплектующих вроде колес до подсборки ключевых компонентов, таких как кабины. А венчают весь производственный процесс три нитки главного сборочного конвейера. С одной нитки сходят «ГАЗели» и «Соболи» в вариантах бортового грузовика и шасси под монтаж различных надстроек. Вторую нитку облюбовали «малотоннажники» этих же семейств, но уже с цельнометаллическими кузовами (фургоны, комби, микроавтобусы и автомобили скорой медицинской помощи). А третья нитка отведена под среднетоннажные грузовики: «ГАЗон NEXT», «Садко NEXT» и «Валдай NEXT». Суммарная производительность этих конвейерных линий – 520 автомобилей в смену.