Найти в Дзене
Ф|Б

О достоверном знании ч.1

Понятие достоверности может происходить из опыта. Первое, что нам даётся в опыте, это предмет. Посредством памяти и воображения возникают предвидение, ожидание и удивление возникновению предметов и событий. Наблюдение периодических явлений в мире вызывает такие представления и впечатления. В специфическом опыте может обнаружиться и некий признак одного из возможных исходов, как что-то неизменно предшествующее этому исходу, откуда возникают понятия причины и следствия. Опыт же доказывает и возможность ошибочного полагания причин и следствий, порождая понятия истины, заблуждения, достоверности и неопределенности. Из всех этих, пока ещё предметных понятий (свойств, ещё не берущихся отдельно от предметов), лишь неопределённость никогда нельзя опровергнуть. Так из опыта возникает понятие достоверного знания, но само достоверное знание из опыта возникнуть не может. Сколько бы подтверждений достоверности знания мы не находили бы в опыте, это не может гарантировать, отсутствие факта, опровергающего достоверность этого знания.

Математика даёт достоверное знание. Но, достоверность абстрактных положений математики, существующую в рамках математики, нельзя распространять за её пределы, если не будет оснований полагать тождественными предметы объективной действительности и математические (умозрительные) объекты. Поэтому, без оснований нельзя утверждать о всеобщей и необходимой достоверности абстрактных положений математики. В частности, тоже можно сказать и о положениях логики. Например, закон противоречия говорит о том, что два противоположных суждения, не могут быть одновременно истинны. Но этот закон применим, лишь к противоположным суждениям, тогда, как нет оснований достоверно полагать тождественными явления мира и какие-либо суждения о них.

Достоверность возможна, лишь, как разрешение некоторой конечной неопределенности (определенной неопределенности), в системе, где все элементы определены, в отличае от действительности, которая не может быть познаваема и определена абсолютно. Например, в системе понятий, где все предметы либо желтые, либо синие всегда существует достоверный ответ на вопрос - "каков цвет предмета?", но в реальности нельзя определить на глаз разницу, например, между красным и очень близким к красному цвету. Красным есть то, что именуется таковым, то, что определено заранее, как могущее быть таковым.

Однако, даже в рамках математики, мы не можем говорить о познании вне опыта, т. к. математические объекты и понятия возникают по средством опыта и каждое математическое построение, есть эксперимент над математическими объектами, с той лишь разницей, что, раскрываемая в процессе этого эксперимента неопределённость, дает однозначное тождество, в силу однозначной определенности математических объектов. Икс всегда, либо больше нуля, либо меньше нуля, либо равен нулю. Поскольку достоверность, есть атрибут созданного нами представления, не обладающего тождественностью миру, вопрос в том, насколько наше представление соответствует действительности и, как они взаимосвязаны. Это можно познать, лишь посредством опыта.

Без достаточных на то оснований, единственной всеобщей и необходимой истиной следует признать, лишь неопределенность и отрицание существования иной всеобщей и необходимой истины в объективной действительности. Неопределённость, есть первое достоверное знание, знание незнания или сомнение. Она, есть факт наличия некоторого отношения нас к миру, выражаемого желанием знать.

Продолжение в статье:

Ставьте лайки, делайте комментарии и не забудьте подписаться на канал!