Древо истории философии Полное изображение по ссылке: 149842070.v2.pressablecdn.com/...jpg Ссылка на источник: infogrades.mystagingwebsite.com/...phy Ссылка на другой источник: superscholar.org/...phy
1 год назад
Ф|Б
Этот блог не преследует коммерческие цели. Цель данного блога: любительские философские исследования, объединение философов любителей Для дискуссий также создана площадка в телеграмм "Философское сообщество Ф|С" Правила общения на канале те же, что и на площадке в телеграмм t.me/...log
Как уже отмечалось, по большей части, нами руководят мгновенные импульсы желания, но убеждения и принципы контролируют поступки. Мы можем находиться в состоянии импульсивного поведения, все время выполняя какие-то действия, продиктованные мгновенными импульсами желания, переходя от одного импульсивного действия к другому. Но, как правило, мы не имеем полной свободы действий, и сопротивляемся своим порывам, повинуясь неявным убеждениям. И из всех импульсов желания мы реагируем лишь на более или менее приемлемые, и то ограниченно...
И так, воля определяет наши действия, всякую сознательную и несознательную деятельность; порождает смыслы, состояние осмысленности или иллюзии. Воля есть совокупность внутренних причин и сил, что пробуждает все возможные физические и душевные состояния; она есть совокупность способностей и склонностей ума и тела, знаний и опыта. Действие воли неподвластно нам непосредственно, поскольку "мы" и есть наша воля. Но мы можем наблюдать действие воли, предчувствуя и предвидя его результат. Воля же определяет и необходимость анализа, подчиняя действия убеждениям и принципам...
До сих пор речь шла в основном о поведении связанном с аффектами влечения или отторжения, что присущи аффективным образам. Существенна мысль, что образы действий и движений тела являются аффективными, и в них самих уже присутствует воля к движениям и действиям; что эти представления и действия, могут быть неосознанны- ми. При этом аффективные образы должны обладать достаточной силой аффекта, чтобы преодолеть некое внутреннее сопротивление к действию, которое может быть связано с наличием отрицательных аффектов в этом действии...
Теперь, мы говорим, что аффекты через мышление и воображение порождают телесные желания и убеждения, которые составляют ощущение осмысленности. Даже если бы мы могли бездействовать, ни в чем не нуждаясь и ни о чем не беспокоясь, то рано или поздно все-таки возникла бы потребность в действии. И какие-то из действий были бы осознанными, а какие-то неосознанными. Однако наше поведение зависимо от условностей и предосторожностей, которые мы не нарушаем, так как это несёт в себе угрозу осуждения и страдания...
Попробуем теперь присмотреться к мышлению. Какие ощущения в нем можно выделить? Во-первых, мышлению присущи физические ощущение, во-вторых, ему присущи впечатления. Чтобы выделить только физические ощущения, можно подумать о чем-нибудь совершенно абстрактном, например, начать перемножать в уме числа, находя, скажем, различные степени числа семь. При этом можно почувствовать некую тяжесть от напряжения мысли. Это ощущение может быть легким и скорей приятным, или же сильным и скорей неприятным. И если,...
И так, аффективные образы, с достаточной силой аффекта, побуждают к действию. Позитивные и негативные аффективные образы порождают желания и убеждения, которые взывают намерение совершить действие, возникающее в представлении. Аффективность образов определяется личным опытом. Например, важные факты и события действительности, или слова, убедительно выражающие намерения, обладают большой силой аффекта, а собственное воображение, и мысли, несвязанные с такими фактами и словами, как правило, не обладают большой силой аффекта...
Телесное желание противоположно убеждению, в том смысле, что его источником является не отторжение, а влечение. В отличие от убеждения, желание не содержит императив, поскольку влечение по природе не является безальтернативным, - мир устроен так, что в нем существует достаточно много способов для удовлетворения все естественных потребностей. Однако ограничение или отсутствие удовлетворения влечёт неприятности и страдания, хотя, неприятности и страдания, связанные с такими лишениями и ограничениями, отличаются от тех, что связаны с угрозой прямого вреда...
В отличие от убеждений, несколько иными свойствами обладают принципы. Принципы не связаны с непосредственной опасностью или неприятностями, они являются обобщением опыта. Если убеждение говорит нам о том, как нужно поступить в конкретном случае, то принцип говорит о том, как следует поступать всегда. Нарушение принципа, в нашем представлении, неизбежно ведет к возникновению опасности или неприятностей, нарушение принципа символизирует опасность. Принцип есть вид достоверного знания, однако для тех, кто не знает о его достоверности, принцип является лишь убедительными или неубедительным знанием...
В самом представлении содержится волю к действию (в чем её природа сейчас неважно, возможно она представляет собой некую память аффекта), а в действии содержатся сопутствующие представления и чувства, что могут направлять и усиливать волю, придавая действию некую "инерцию". Воображение может создавать различные образы движений, которые могут изменить характер протекающего действия. Так, в представлении какого-либо движения руки, присутствует воля к совершению этого движения. Но одного только представления...
Теперь мы можем отличить телесное желание, влечение и удовольствие. Удовольствие есть физическое удовлетворение. Влечение есть инстинкт, ощущение потребности в удовлетворении, которое мы испытываем, независимо от того, осознаем ли его причину. Телесное же желание предполагает представление объекта желания, и представление становления этого объекта. Представление становления порождается опытом и воображением, и без него поведение будет инстинктивным. Влечение может быть слабым и сильным, и от его силы будет зависеть склонность к воображению о нем...
Желания, - будь то телесные или эстетические желания, - как видно, неизбежно связаны с воображением. А образы, которые мы представляем, пробуждают воспоминания ощущений и впечатлений. Удовольствие или страдание порождаются самим физическим миром, как данность, как факт, и потому не требуют волевых усилий. Но желания существуют в воображении не так явственно и неизменно, как ощущения, присущие объектам физического мира, потому что воображение очень изменчиво и чувствительно к воздействиям на восприятие...