В предущей части рассуждений было показано, что достоверность может существовать лишь в системе понятий, полностью определённых, и, что нельзя распространять эту достоверность на объективную действительность, пока не будет оснований считать тождественными понятия и предметы действительности. Поэтому возник вопрос - в какой степени наши представления и понятия соответствуют действительности и могут ли они быть ей тождественны?
В отличие от понятий можно выделить иные объекты мышления, которые будем называть универсиями. Понятие - это мысль, которая выделяет класс предметов, по общим признакам (например, прямоугольный треугольник, человек, журнальный столик). Универсией будем называть мыслимое свойство (предмет-свойство) уникальное само по себе, а не являющееся обобщением чего-либо, и потому исчерпывающе определенное (например, точка, прямая или угол). Универсии необходимо присущи как представлению, так и всему действительному (разъяснение этого факта будет показано далее). Понятие же, в некоторых случаях (когда оно не содержит универсий), может быть присуще только представлению, т. к., в таком случае, оно, лишь классифицирует предмет в представлении и не содержит исчерпывающего определения чего-либо в действительности. Например, такое понятие, как разум скорей классифицирует явление чем дает исчерпывающее определение чему-либо в этом явлении (под исчерпывающим, я полагаю такое определение предмета, к которому уже нельзя добавить что-то, что раскроет в этом предмете что-либо новое).
В философии существует понятие универсалия, которое аналогично по смыслу понятию - идея вещи, обозначающая не конкретную вещь, но нечто общее присущее некоему множеству предметов. Существование универсалий, как чего-то действительного не утверждается. В отличие от универсалий мы будем утверждать, что универсии, есть то, что всегда имело и имеет место в действительности.
Переход от предметов к универсиям. осуществляется через предельные отношения понятий. Так, из положения о том, что не существует небытия и всякое, сколь угодно малое сущее, содержит в себе сущее, следует, что существует нечто, что не имеет формы и содержится во всем существующем и имеющем форму. Это сущее без формы, называемое геометрической точкой, есть универсия и, хотя невидимо, но существует также необходимо, как и форма, а потому необходимо присуще всему объективно данному. Точно также возникают и универсии геометрической линии (длины без ширины), плоскости, пространства, и. др., которые, также необходимо, присущи всему объективно данному. И это уже не видимые предметы, а объекты мысли, однозначно и полностью определенные, в системе которых может существовать достоверность (см. о достоверном знании ч.1). Очевидно, что, если универсии необходимо присущи всему объективно данному, то и в самом объективно данном, должна существовать достоверность, присущая универсиям. Я не знаю достоверно - что есть предмет в действительности и как он связан с другими предметами в действительности, но я могу достоверно знать, что, например, предмету присуща геометрическая форма, которая определённым образом соотносится с геометрической формой присущей другим предметам и, в этом отношении, имеет место достоверность.
Отсюда, если достоверность знания об объективной действительности возможна, то, лишь посредством универсий и понятий содержащих универсии.
Продолжение в статье:
Ставьте лайки, делайте комментарии и не забудьте подписаться на канал!