Найти в Дзене

Церковный хлеб.

Сегодня решила познакомиться с просфорой. Видела, что продают в церковной лавке какие - то маленькие булочки, заинтересовалась, но, когда ты только погружаешься в веру, накатывает такой вал информации, что хочется крикнуть: товарищи знания, встаньте в очередь!

И вот, после святой воды и святого елея, пришла очередь просфоры. Не совсем, для нас, удобное произношение с ударением на последнем слоге. Это Литургический хлеб, в переводе с греческого - приношение. В древней Церкви такой хлеб пекли христиане дома и приносили в храм для совершения Литургии.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19)". Так было установлено таинство Евхаристии (переводе с греческого – «благодарение»), где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Также, и я сегодня, в праздник Покров Пресвятой Богородицы подошла к Святой Чаше.

А вчера ездила в наш Иверский монастырь и там, среди прочего, купила их просфоры. Они состоят из двух частей, символизирующих два естества Иисуса Христа – Бога и человека. Каждая часть поначалу изготавливается отдельно, а потом их соединяют. Круглая форма просфоры символизирует знак вечности и то, что сам человек сотворен для вечной жизни.

https://www.pravmir.ru
https://www.pravmir.ru

На верхнюю часть проставляют печать, где в центре изображен Крест с надписью: IС ХС НИ КА (по-гречески – победа). "Иисус Христос побеждает". Такая форма утверждена Большим Московским Собором 1667 года.

https://www.pravmir.ru
https://www.pravmir.ru

https://www.pravmir.ru
https://www.pravmir.ru

После того, как готовы верхние и нижние части, осуществляется их склейка.

https://www.pravmir.ru
https://www.pravmir.ru

Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует дух Божий.

Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто. (идейное толкование просфоры с православного сайта)

Итак, просфоры испеклись и готовы для участия в Литургии. Патриарх Никон ввел обычай в Русской Церкви, в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21), использовать для богослужения не менее пяти хлебов:

-5

1. Агничная просфора - самая большая, из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы, который становится истинным Телом Христа.

2. Богородичная просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора посвящена девяти чинам святых. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, и всех святых; святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ. Со словами: «Помяни, Господи, (имя)» поминают православных христиан, также вынимая частицы за имена тех, которых верующие подали на Литургию.

5. Заупокойная просфора - берется одна частица за всех умерших православных христиан, «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов и блаженных создателей святаго храма сего». Затем священник вынимает частицы за усопших христиан, имена которых поданы в записках на Литургию.

Таким образом, на дискосе, посредством вынутых из просфор на проскомидии (1-ая часть Литургии) Частиц, изображается вся полнота Церкви. Наступает пора священнодействия - Пресуществление – таким термином в Православном богословии определяется способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. В пресуществлении Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба (Агнец) и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время, для совершения Таинства, молитвою и словами: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

Священник выносит из алтаря Святые Дары для причащения мирян. А после причащения, со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все оставшиеся на дискосе частицы в Чашу с Кровью Христа. Таким образом, соприкасаясь с Телом и Кровью Христа Спасителя, они (именные частицы за живых или умерших) получают очищение грехов этой самой бескровной Жертвой.

Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже, так сказать, предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии, порезанным на небольшие кусочки. Название «вместо дара» означает вместо Причастия, чтобы все, кто был на Литургии, но не подошел к Чаше, мог приобщиться к «небесному хлебу». По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

И, еще один церковный хлеб с названием Артос - это большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим утром после Литургии в Светлую субботу с целью благоговейного потребления. Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней, немощей, скорбей. Артос принято употреблять всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора.

Хлеб, прошедший участие в богослужении (просфора, антидор, артос), становится святыней и отношение к нему должно быть соответствующее.

Вкушать благоговейно прежде принятия пищи. Молитва на принятие просфоры и святой воды:

"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь."

Если вы берете ее домой, позаботьтесь о том, чтобы она не зачерствела, не заплесневела, и чтобы крошки от нее не падали на пол.

Если вы хотите дать ее ребенку, следите, чтобы он не крошил.

Если же по вашей небрежности просфора заплесневела, ее нельзя выбрасывать – отнесите ее в храм для сжигания или следует сжечь самому или же пустить по реке с чистой водой.

Можно порезать и подсушить просфору – так она будет дольше храниться.

Хранят в святом углу возле икон.

Просфоры можно купить в свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении. Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает.

По материалам сайтов foma.ru, https://www.shamordino-m.ru, pravmir.ru, https://azbyka.ru

Хлеб
117,3 тыс интересуются