Найти тему
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ\ЛФЗ. Кубарская Елена Петровна (1905-1986).

Елена Петровна Кубарская (1905-1986) родилась в Петербурге. Рано лишилась отца. Окончив "девятилетку", твёрдо решила связать свою жизнь с искусством, поэтому в 1922-м году поступила в школу Общества поощрения художеств, которая после реорганизации 1923-го года превратилась в Ленинградский Художественно-промышленный техникум (ХПТ). На первом курсе студентам преподавал товарищ Врубеля и Борисова-Мусатова, известный живописец, график и керамист Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968). Росписи фарфора обучала Эмилия Николаевна Шарикова-Досс (1870-е-?). В 1927-м году Кубарская устраивается художником на фабрику "Пролетарий" (бывш. "Бронницы" кластера И.Е. Кузнецова) в Новгороде Великом. В 1928-1929 работает на стекольном заводе "им. третьего КДО" (имени третьего Коммунистического Добровольческого отряда) в городе Малая Вишера, но уже в августе 1929-го переходит художником на Фарфоровый завод. Как и других впоследствии корифеев ЛФЗ, её отобрал Иван Георгиевич (Егорович) Михайлов, преподаватель, фанатик фарфора, организатор Павловской школы-интерната для одарённых детей, с 1928-го по 1932-й фактически являвшийся художественным руководителем завода (до прихода на эту должность Н.М. Суетина).

Работники Художественной лаборатории Фарфорового завода (слева направо): Л.В. Протопопова, А.А. Яцкевич, М.Н. Мох, Л.И. Лебединская, Е.П. Кубарская и И.И. Ризнич. Ленинград, 1936. ОР ГРМ. Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте. (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
Работники Художественной лаборатории Фарфорового завода (слева направо): Л.В. Протопопова, А.А. Яцкевич, М.Н. Мох, Л.И. Лебединская, Е.П. Кубарская и И.И. Ризнич. Ленинград, 1936. ОР ГРМ. Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте. (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.

В 1930-е годы Кубарская в основном расписывала статуэтки (скульптуры) и вазы. Их и рассмотрим. В галерее ниже - статуэтки..

А вот и вазы.

Интересная фотография: художник Елена Петровна Кубарская за работой над вазой "Сталинский маршрут" на Ленинградском фарфоровом заводе. История такова: весной 1936-го года лётчики Чкалов, Беляков и Байдуков обратились в правительство СССР с предложением провести рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс, но опасаясь неудачи, Сталин изменил маршрут на "Москва - Петропавловск-Камчатский". Перелёт стартовал 20 июля 1936-го года, и завершился через 36 часов на песчаной косе острова Удд в Охотском море. На острове же на борт самолёта АНТ-25 была нанесена надпись "Сталинский маршрут", сохранённая и при следующем рекордном полёте 1937-го года в США. В честь легендарного перелёта на ЛФЗ была заказана ваза. Частично ваза была расписана Ризничем ("окно" с летящим самолётом), а частично - с портретами Сталина и героев перелёта - Кубарской. В следующей галерее можно увидеть вазу с двух сторон на одной из современных ("десятых" годов) выставок.

Летом 1941-го года Кубарская отказалась уезжать в эвакуацию (на Урал, в город Ирбит) из-за больной матери. Извините, дорогие читатели, но я живу достаточно долго, чтобы считать такую заботу просто предлогом. Очень многие художники летом 1941-го года ушли с завода, лишь бы не уезжать из родного города в какую-то дикую глушь непонятно на какой срок (рискуя там остаться навсегда). Так поступила Л.К. Блак, так поступила Т.Н. Безпалова-Михалёва, устроившись воспитательницей в детский приют. Л.И. Лебединская "не смогла выехать из-за внезапной болезни сына". Была вера в то, что Ленинград не сдадут, а ужасов первой блокадной зимы они предвидеть не могли. Зато в 1943-м году, как только угроза захвата города сошла на нет, и завод расконсервировали, Е.П. Кубарская тут же начала работать по специальности. Вот две интереснейшие вазы, созданные ею в это время (1943-й год). Фактически они, кроме всего прочего (эстетической составляющей и т.д.), представляют из себя артефакты и документальные свидетельства жизни блокадного города.

Е.П. Кубарская расписываает вазу с портретом генерала И.Е, Петрова - освободителя города Новороссийска. 3 марта 1944. ЦГАКФФД СПб. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Е.П. Кубарская расписываает вазу с портретом генерала И.Е, Петрова - освободителя города Новороссийска. 3 марта 1944. ЦГАКФФД СПб. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В июне 1944 года Елена Петровна Кубарская была награждена орденом Красной Звезды, а ранее - медалью "За оборону Ленинграда".

Ваза с портретом Жданова (сам портрет остался правее). ЛФЗ, 1946. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Кубарская Е.П. Роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Размеры: 83,8*39,2 см., и 27,5 см. (диаметр горла). Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-1642. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Роспись вазы состоит из больших и малых резервов (медальонов), в которых вписаны, кроме портрета А.А. Жданова, различные батальные сцены и панорамы Ленинграда военных лет. а поверху, в золотых лавровых венках пущена лента медали "За оборону Ленинграда" (светло-зелёная с голубой полоской посередине).
Ваза с портретом Жданова (сам портрет остался правее). ЛФЗ, 1946. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Кубарская Е.П. Роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Размеры: 83,8*39,2 см., и 27,5 см. (диаметр горла). Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-1642. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Роспись вазы состоит из больших и малых резервов (медальонов), в которых вписаны, кроме портрета А.А. Жданова, различные батальные сцены и панорамы Ленинграда военных лет. а поверху, в золотых лавровых венках пущена лента медали "За оборону Ленинграда" (светло-зелёная с голубой полоской посередине).

Весной 1945-го года произошёл драматический конфликт Е.П. Кубарской с администрацией, который, в итоге, привёл к её уходу с предприятия.

Её обвинили в нарушении трудовой дисциплины - опозданиях на работу и прогулах. Володарский районный суд осудил ее на три месяца удержания из заработной платы четверти заработка. Кубарская подала апелляцию в городской суд, и при поддержке прокурора Ленинграда выиграла дело (в декабре 1945-го года). Суд, изучив документы, признал ее правоту - выяснилось, что она имела сокращенную рабочую неделю, а отдел кадров завода при приеме ее вновь на работу в 1943-м году вообще не оформил ее как сотрудника завода, не поставив печать в трудовой книжке (хотя, положа руку на сердце, такая практика имела место на предприятиях СССР). Стало понятно, что выигранное дело приведёт к тому, что за Кубарской станут следить "в три глаза", привязываться к каждой мелочи, пока окончательно не вытурят с предприятия. Таким образом небольшой (хотя и обидный), связанный с дисциплиной конфликт перерос в личную неприязнь к Кубарской со стороны директора завода Лейбмана Л.М. и его заместителя Шухера Х.М. По настоянию мужа и сестры, Кубарская навсегда покинула стены ЛФЗ.

Далее Кубарская выполняла работы по договорам, связанным с промышленной графикой, рисовала открытки, создавала рисунки обоев. Одновременно с 1949-го года преподавала в художественно-ремесленном училище. С шестидесятых годов жила на пенсии.

Интересна ваза, выпущенная на ЛФЗ в 1950-м году к 10-летию общества "Трудовые резервы" города Ленинграда. Портрет И.В. Сталина в форме генералиссимуса подписан Кубарской. Предполагаю, что на заводе осталась недорасписанная ваза с готовым портретом Сталина, которую потом приспособили к соответствующей дате...

Ваза "Десятилетие трудовых резервов" (синим вокруг основания горлышка). ЛФЗ, 1950. Автор портрета Елена Петровна Кубарская (1905–1986), автор формы "Амфорная" (1948) Александр Алексеевич Стрекавин (1899–?). Портрет подписан "Е.Кубарская" внизу справа между овалом медальона и венком. Размеры: 91,4*43,2 см. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ваза "Десятилетие трудовых резервов" (синим вокруг основания горлышка). ЛФЗ, 1950. Автор портрета Елена Петровна Кубарская (1905–1986), автор формы "Амфорная" (1948) Александр Алексеевич Стрекавин (1899–?). Портрет подписан "Е.Кубарская" внизу справа между овалом медальона и венком. Размеры: 91,4*43,2 см. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Что имеем в итоге? Человек проработал на ЛФЗ "всего лишь" 15 лет, при этом оставил свой яркий след в искусстве такого интереснейшего явления, как Советский фарфор. Созданные Еленой Петровной Кубарской произведения не забыты, не затерялись в запасниках, и до сих пор кочуют по выставкам, радуя глаз не одно поколение любителей фарфора.

Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328..