Франшиза — это удобное и эффективное решение, которое позволяет предпринимателям заниматься бизнесом, минимизируя риски. Это формальное определение, но на практике франшизу ЕвроАвто покупают и успешные бизнесмены с богатым опытом, и начинающие. Директора франчайзингового предприятия ЕвроАвто в Кировске (Ленинградская область) Александр Быков и Михаил Родионов поделились своим мнением о работе с управляющей компанией. У них до покупки франшизы за плечами успешный бизнес в другой отрасли и небольшой опыт в ремонте автомобилей. Что привело к решению купить франшизу у ЕвроАвто и правильным ли считают это решение сейчас, спустя 4 года?
Идея франшизы наверняка далась не просто? Особенно после своего бизнеса, где никому не подчиняешься, ни перед кем не отчитываешься, чужих стандартов нет.
Александр: Да, верно. В своем бизнесе ты, безусловно, работаешь сам на себя. Но есть же поговорка: “Хочешь сделать хорошо — сделай сам!”. Приходилось много работать: в принципе я не видел ни дома, ни семьи, ни ребенка. Поэтому принял решение уйти из своего бизнеса, а идея с СТО родилась случайно. У знакомого было построено помещение под СТО для других арендаторов. Но в какой-то момент все переигралось, и они не смогли снять это здание. Тогда мы встретились, пообщались и решили: давай сделаем свою станцию! Опыт в ремонте автомобилей был, и у меня появилась надежда всё организовать. Здесь, в Кировске, есть в принципе просто СТО. Мы приняли решение открыть что-то более масштабное и продвинутое, с известным именем. Мы рассматривали другую франшизу, но своим беглым взглядом, не имея ещё опыта в этой сфере, поняли, что она нам не подойдёт. Там была другая политика. Допустим, приехал клиент поменять колодки. У них элементарно может их не быть, они привозят запчасти потом, в течение дня, со своего центрального склада. Что-то глобальное — вообще на следующий день. А у ЕвроАвто огромный склад запчастей, доставка, плюс мы держим небольшой склад на своём предприятии дополнительно. И это очень важно. Мы не говорим сейчас про какой-то глобальный ремонт, но расходники важно иметь здесь и сейчас.
Почему именно ЕвроАвто?
Александр: Я считаю, что в Питере этот бренд особенно раскручен. Каждый в своё время, когда пересел с отечественной машины на иномарку, познакомился с ЕвроАвто. Мы тогда на разборку ходили как на экскурсию. Я помню, ещё на Фучика сами гуляли по этим огромным рядам и выбирали, что нужно, дальше подходили к администратору, показывали деталь и спрашивали: “Сколько будет стоить?”.
Михаил: Одним из главных преимуществ открытия под брендом ЕвроАвто считаю запчасти. Склад формируется на анализе ABC. Бывает, что от локации зависит очень много, и то, что продаётся в одном месте, в другом может пролежать месяцами и даже годами. ЕвроАвто дает возможность весь товар, который не имел движений, к примеру, год, собрать на паллет и вернуть! И закупить на эти деньги что-то другое.
Очистка склада
Чего лишается собственник, когда приобретает франшизу?
Александр: Когда работаешь на себя, ты сам диктуешь порядки и условия. Хочу завтра сделать выходной — делаю выходной (хотя отдыхать-то как раз было некогда 🙂). Не хочу — не делаю. Сам устанавливаю цены на услуги, материал, продукт. Здесь всё-таки приходится подстраиваться под единые стандарты ЕвроАвто, диапазон цен. Ну и, собственно, самое главное — это стандарты, качество работы, гарантии и так далее.
Вы уже 4 года работаете под флагом ЕвроАвто. За это время были условия от управляющей компании, которые вы не приняли бы вообще ни за что и никогда?
Александр: Нет, такого не было. Единственное, мы не стали внедрять услугу экспресс-сервис, потому что в небольшом городе это не сработает, но нам и не навязывали.
Решение ЕвроАвто для СТО модульное
Кировск — городок небольшой, 25 000 человек. И, как правило, людей, которые приезжают на ремонт, администраторы уже знают в лицо. И даже если клиенты приедут на экспресс-сервис, то всё равно придут сюда поговорить с администратором. Дополнительные услуги всегда автоматом возникают после того, как поговорили с владельцем, посмотрели автомобиль. И это уже выходит из формата “экспресс”.
Вернемся к моменту, когда вы 4 года назад со своим партнером решили покупать франшизу. Страхи были?
Александр: Да, были опасения, и в первую очередь связанные с тем, что на данной локации много сервисов. Какие-то ангары, гаражи и так далее, а в масштабе полноценной серьезной ремзоны на семь постов — нет. Пойдут ли клиенты? Готовы ли изменить привычку и довериться нам? Мы справились и составили “гаражникам” хорошую конкуренцию. Первый год мы, конечно, отработали с минусом, но первый год всегда сложно! Сейчас прирост год к году 37% по выручке. Февраль тоже начался хорошо. Еще остаются вопросы по складу, много неликвида. Оно и понятно: нашего рынка ребята из ЕвроАвто не знали, но и этот вопрос решаем.
То есть вы были уверены, что бизнес…
Александр: …что здесь он пойдет, да.
Тогда так. Вы поработали под брендом ЕвроАвто, весь Кировск вас знает, к вам приезжают. Снимите вывеску ЕвроАвто! Повесьте например “Родионов и компания”!
Александр: Можно было бы сделать так, но очень большую часть работы нам даёт контакт-центр ЕвроАвто. Без него никуда!
Что получает собственник от франшизы ЕвроАвто
То есть операторы контакт-центра ЕвроАвто — это поставщики клиентов в большом объеме?
Александр: Конечно! Процентов 60-70!
Если вы сейчас снимите вывеску ЕвроАвто, ваш бизнес изменится?
Александр: Конечно. Во-первых, сразу же уменьшится количество клиентов. Во-вторых, потеряем важное - поставки запчастей и особенно б/у. У нас большая доля б/у деталей!
За 4 года не пожалели ни о чем?
Александр: Не пожалели. Ну, если бы пожалели, то уже сняли бы вывеску. 🙂
Помните, какие этапы прошли при открытии?
Александр: Помнится, как сам ходил на обучение на администратора, как с Михаилом потом сидели на складе в роли кладовщиков, сами обзванивали клиентов, подбирали запчасти. Мы старались максимально пройти через все позиции, которые есть на предприятии: кладовщик, продавец, администратор, мастер ремзоны.
Академия ЕвроАвто предлагает несколько учебных курсов для всех специальностей автосервисов
Любой ли собственник, покупая франшизу, должен пройти через эти этапы, чтобы понять, как здесь все устроено?
Александр: Я рекомендую пройти хотя бы по чуть-чуть, чтобы понимать, как все работает. Как работает программа “Продавец”, “Кладовщик” и так далее. Либо собственник, либо человек, которому доверяет собственник, — это может быть управляющий или иное лицо. Тут должно быть не только доверие, но и знание в первую очередь, потому что иначе как ты проверишь продавца или кладовщика?
Это правда или иллюзия, что управляющая компания за тебя все решит и сделает?
Александр: Я думаю, что это не совсем так. В менталитете, может быть, российского человека отношение не к своему все равно немножко другое. Поэтому я считаю, что только собственник должен руководить процессом, тут нужно вникать и присутствовать.
К сожалению, в том бизнесе, который у меня был, жить полноценной жизнью нормального человека с семьей, отпуском, выходными не удавалось. Повторюсь, если хочешь сделать хорошо, то сделай это сам. Приходилось самому много трудиться, чтобы хорошо заработать. Поэтому я был погружен в процесс полностью. Здесь же, когда мы все наладили, уже можно выдохнуть и позволить себе приехать чуть позже на СТО, устроить выходной.
Франшиза — это свобода для собственника
Знаешь, что здесь каждый уже понимает свою роль, функционал, всё уже идёт как на конвейере. Удалённо можно позвонить, проконтролировать запись. Опять же удобно иметь ноутбук с программой ЕвроАвто: заходишь и смотришь, что по планировщику и так далее.
Какие ваши планы на ближайшие 3-5-10 лет?
Александр: Мы не остановились и в принципе рассматриваем уже другие геолокации для открытия. Но, к сожалению, управляющая компания не все интересные нам территории позволит занять. Есть ограничения. Планируем открыть ещё одну станцию и подыскиваем место в Ленобласти: новый город, куда было бы удобно и быстро привести новую или б/у-шную запчасть. Ну, представьте, если бы мы, допустим, в Приозерске открылись. Как быстро нам привезут туда деталь? Это день реально надо ждать. Либо очень большой склад держать.
Михаил: Минус дальнейшего развития под брендом ЕвроАвто для нас — это локация, в которой можно открыться! Но если вы спросите меня: “Запустил бы я станцию в любом месте под своим брендом или под брендом ЕвроАвто, я бы ответил: “Под брендом ЕвроАвто!”.
Из опыта: открыв ЕвроАвто в Кировске, в первый же год мы получили такую загрузку, которую при безымянном сервисе нужно было бы нарабатывать годами. Риск определенно есть и очень большой.
Изменилось ли поведение ваших клиентов за последнее время, начиная с пандемии?
Александр: Нет, не сильно изменились. Я наоборот скажу, что с началом пандемии работы у нас стало больше. Многие поехали из города на дачи, снимали загородную недвижимость, и нам это сыграло на руку. Сейчас все устаканилось, но все равно работы хватает.
А можете сравнить год к году?
Александр: Если смотреть по январю 2023 г., то у нас загрузка выросла по сравнению с прошлым годом. Объясняю это, во-первых, популярностью. Если, грубо говоря, о нас год назад знали 15 000 человек, то в этом — 17 000 человек. Поток клиентов растет: кто-то кому-то порекомендовал, посоветовал.
Получается, на СТО каждый год новые клиенты? Вы довольны результатом?
Александр: Клиентская база растет. Но так устроен человек, что сколько бы ты ни зарабатывал, всегда стремишься заработать ещё больше. Конечно, хотелось бы и больше клиентов, и больше выручки с этого иметь. Но тем, что имеем, мы довольны. На 100% выбор был сделан верно.
Франшиза или собственный бизнес?
Александр: Собственный, но бизнес бизнесу рознь. Вот у меня был бизнес, где без моего участия никак. Но можно же иметь бизнес, где можно удалённо трудиться. Всё-таки я за свой бизнес, конечно. Работать на себя лучше. И сейчас я работаю на себя, но есть люди, которые диктуют условия, под которые я должен подстраиваться.
Михаил: Свой бренд и бизнес, безусловно, лучше франшизы, но… Будет ли он таким же успешным как тот, что уже имеет хорошую репутацию? В которую уже вложено столько сил большой команды, к которой ты присоединяешься, купив франшизу!
Да, есть определенные условия, которые диктует компания, но я лично понимаю, что все эти стандарты направлены на качественную работу.
Закончите фразу: “Франшиза ЕвроАвто – это…”
Александр: … б/у-шные запчасти, колл-центр и отдел контроля качества.
Продолжите: “Управляющая компания для франчайзи – это…”
Александр: … и помеха, и поддержка, и уверенность. Помеха, потому что мы не можем делать то, что хотим, какие-то свои условия диктовать и так далее.
От каких условий ЕвроАвто отказались бы в первую очередь?
Александр: Ну, сейчас тяжело вспомнить. Все, что нужно, мы уже согласовали и сделали.
Может, зачем механикам фотографировать машины, делать отчеты клиенту, галочки проверки в программе ставить…
Александр: Это со стороны механика, а я считаю это правильным. А в целом, кажется, были какие-то моменты, но они давно решены, и я даже вспомнить такого сейчас не могу.
Александр: …б/у-шных запчастей, возможности их привезти и поставить, допустим, для диагностики и вернуть обратно. Контакт-центра и отдел контроля качества — я считаю, это очень важно.
Вы пожалели о своем решении купить франшизу ЕвроАвто?
Александр: Ни в коем случае!
Что вы посоветовали бы тем, кто задумывается о покупке франшизы?
Александр: В успехе бизнеса многое зависит от локации. В ЕвроАвто, конечно, какие-то рекомендации вам дадут. Но решение окончательное всё равно за вами. Сотрудники ЕвроАвто по максимуму сделают всё: пустят рекламу в местных группах, в соцсетях, научат, помогут в поиске сотрудников. Но дальше всё зависит уже от собственника. С ЕвроАвто, безусловно, шансов больше. Даже если сравнить по Санкт-Петербургу количество ЕвроАвто и других брендов, то первых больше! Здесь другой подход к работе, и нас всегда слышат.
Михаил: Я вижу две модели развития бизнеса под брендом ЕвроАвто:
1. Аренда помещения и покупка франшизы. На мой взгляд, это самый рискованный вариант за счет того, что ты развиваешь чужое место под чужим брендом. Может случится всякое, и ты останешься ни с чем.
2. Как развиваемся мы под брендом ЕвроАвто. Помещение в собственности и франшиза ЕвроАвто. Этот вариант требует бОльших вложений, но и риски гораздо меньше.
Что мы имеем? Максимальную загрузку, нарастающую с годами благодаря бренду и многолетнему опыту управляющей компании. Уверенность в завтрашнем дне за счет своего помещения. Все может измениться, в том числе политика компании, но локация, которая наработала клиентскую базу, останется.
Получается, опытные бизнесмены тоже прибегают к покупке франшизы. Поток клиентов, налаженные поставки запчастей и 30-летний опыт в обслуживании автомобилей легко сгладят дискомфорт от необходимости следовать чужим правилам. Или вы готовы “набивать” опыт самостоятельно?