На территории России сохранилось немало примечательных объектов, история которых заслуживает особого внимания. К некоторым из них применима приставка «первый». Подобное относится и к ветроэлектростанции, построенной в свое время в Курске изобретателем-самоучкой Анатолием Георгиевичем Уфимцевым.
Последний за свою жизнь (1880-1936) получил 68 патентов. Один из них за первый в России ветрогенератор, оснащенный механическим аккумулятором энергии — диском диаметром 95 см и весом около 300 кг, помещенным в кожух с разряженным воздухом. Благодаря такому решению, установка могла стабильно работать при переменной силе ветра, покрывая все кратковременные недостатки мощности ветродвигателя, число оборотов которого сохранялось почти неизменным. Ничего подобного в мире раннее еще никто не делал.
Диаметр трехлопастного ветродвигателя составил 10 м. Угол наклона лопастей к плоскости вращения изменялся при помощи рукоятки из машинного отделения. Во время сильных порывов лопасти постепенно входили в нерабочее положение и ветрогенератор уменьшал число оборотов или останавливался.
Несмотря на трудности
Лев Гумилевский в своей книге «Мастера техники», написанной и опубликованной в 1949-м, отмечает, что за шестнадцать лет своей работы инерционный аккумулятор сделал свыше 1 млрд оборотов. По словам автора, ветрогенератор был так хорошо спроектирован и построен, что проработал все это время без аварий и ремонтов.
При этом важно отметить, что проект реализовывался не совсем гладко. Источники того времени, а также очевидцы событий рассказывают, что некоторые рабочие, участвовавшие в строительстве станции, вели себя порой недобросовестно; кого-то и вовсе поймали на воровстве. Отдельные лица, по всей видимости из зависти к изобретателю-самоучке, пытались чинить разного рода препятствия, в той или иной мере мешавшие ходу кампании.
Так как часть средств выделялась местным губернским советом народного хозяйства, а также Центральным Аэрогидродинамическим Институтом (ЦАГИ), для надзора за проектом была учреждена специальная комиссия, по решению которой и выдавались деньги. Некоторые ее члены так или иначе пытались, образно выражаясь, вставлять Уфимцеву палки в колеса, придираясь зачастую к каждой мелочи в попытках урезать бюджет. Из-за недостаточного финансирования изобретателю приходилось вкладывать и свои деньги. Но и этого не хватало, что вынуждало приобретать по сниженным ценам бывший в употреблении материал.
Практично, остроумно и талантливо
Однако были и те, кто всецело поддерживал Уфимцева и внес свой неоценимый вклад в создание его детища. Среди таких людей оказался ученый-механик, доктор технических наук Владимир Петрович Ветчинкин, который помог коллеге осуществить задуманное. Он не только занимался напрямую некоторыми расчетами, но старался придать гласности то, в каких условиях приходится строить станцию, обличая при этом недоброжелателей.
Свою лепту внес и писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький, продвигавший идею Уфимцева в нужных кругах. Например, в Москве в 1920-х, до своего отъезда за границу, он показывал инженерам чертежи двигателя. Последние оценили изобретение курского умельца, назвав его практичным, остроумным и талантливым. Горький называл Уфимцева прекрасным мечтателем, который — очарованный своей верой и любовью — несмотря ни на что идет к поставленной цели.
Публицист сетовал, что после отъезда из страны он не знает, как сложилась судьба изобретателя. Но именно в тот момент, когда он вспоминал об этом, в Курске велось строительство ветроэлектростанции. Фактически работы на площадке стартовали в 1923-м. До того на протяжении почти пяти лет проводились различные подготовительные мероприятия.
Однако из-за нехватки средств и некоторых других проблем, указанных выше, башня, итоговая высота которой составила 42 м, росла медленно. Горький, узнавший о строительстве ВЭС и трудностях, с которыми приходится сталкиваться автору идеи, не только пожертвовал в конце 1920-х часть средств, но и посетил Курск, выступив перед публикой с речью, призвав ценить и поддерживать Уфимцева и его проект.
Единственная в своем роде
Первый электрический ток станция мощностью 3,5 кВт дала 4 февраля 1931 года. В конце следующего месяца комиссия ЦАГИ высоко оценила объект и выступила с инициативой наградить изобретателя денежной премией.
В 1932-м ветрогенератор приняли в постоянную эксплуатацию, после аварии на местной угольной ТЭС. Благодаря его работе освещались не только усадьба и мастерская Уфимцева, но и целая улица в Курске. В 1933-м экспертная комиссия в Москве признала строительство подобных ветроустановок крайне перспективным делом. Но по аналогичным чертежам в стране больше не строили.
Дело в том, что параллельно целыми группами инженеров в профильных учреждениях разрабатывались различные проекты ветряных электростанций. Некоторые из них были реализованы в начале 1930-х, показав свою эффективность (например, в Ялте ввели на тот момент самую мощную ВЭС в мире — 100 кВт). По своей конструкции они оказались значительно проще Курской ВЭС. К слову, в 1957-м станцию остановили для небольшого ремонта. Но запустить снова не смогли — документы Уфимцева были утеряны во время войны.
Объект культурного наследия
Сам Анатолий Георгиевич ушел из жизни в 1936-м. В ряде источников говорится, что ветрогенератор остановился в тот же год и больше никогда уже не находился в эксплуатации. Однако в изданиях того времени отмечается, что ВЭС продолжала работать вплоть до середины 1950-х. Примечательно, что немецко-фашистские войска во время отступления в 1943 году не стали разрушать башню.
В целом же в области ветроэнергетики СССР сделал тогда большой рывок, сохраняя лидирующие позиции в мире вплоть до 1960-х. Что касается детища Уфимцева, то оно медленно разрушалось под натиском времени. Реставрацию станции провели только в середине 2010-х, после того как ее признали объектом культурного наследия федерального значения. При этом снова запустить ветрогенератор даже не пытались.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Бугров Ю. А. Уфимцев Анатолий Георгиевич // Курск: Краеведческий словарь-справочник. — Курск, 1997. — С. 409
- Горький М. О писателях. — М., 1928. — С. 166-167
- Гумилевский Л. Мастера техники. — М.-Л., 1949. — С. 264-269
- Никонов А. Деньги из воздуха : Предстоящей реформе РАО «ЕЭС» посвящается // Огонек. — М., 2001. — № 23 (10 июня). — С. 10