Музей завода ЗиЛ ныне находится рядом с парком Сокольники. Музей невелик и не отражает всей истории столь мощного и значимого в прошлом предприятия. Но некоторые интересные экспонаты там есть, так что посетить музей стоит, тем более, что вход туда бесплатный. В экспозиции представлены 9 представительских легковых машин, 2 грузовика (АМО-Ф-15 и ЗиС-5), 3 вездехода, 3 микроавтобуса "Юность", а также различные модели, плакаты и другие заводские артефакты.
Снято в декабре 2022г. На момент съемки в музее были выставлены 8 представительских автомобилей: ЗИС-110П, ЗИЛ-111, 5 моделей семейства ЗИЛ-4104, ЗИЛ-4102. Если судить по сайту музея, в коллекции есть ещё несколько машин (в т.ч. ЗИС-101А, ЗИС-115, ЗИЛ-117), возможно они находятся в запасниках.
ЗИС-110П - полноприводная версия первого советского послевоенного представительского а/м. В 1949г выпущено 3 экземпляра: 2 "фаэтона" и 1 лимузин (тот, что сохранился). Всего ЗИС-110 в различных модификациях в 1945-58гг было выпущено 2089 ед.
Масса 3200 кг; 4х4; 140 км/ч; двигатель L8, 6 л, 162 л.с.; 7 мест; габариты 6000х1960х1850 мм; расход до 60 л/100 км.
ЗИЛ-111 - 1958-67гг, выпущено 122 ед. в нескольких модификациях.
Масса 2600 кг; 170 км/ч; двигатель V8, 6 л, 200 л.с.; 7 мест.
ЗИЛ-4104 - последнее серийное семейство представительских автомобилей для высшего руководства страны. Выпускались в различных модификациях с 1978 по 2002г, всего изготовлено около 200 шт.
Масса 3500-3800 кг; 190 км/ч; двигатель V8, 7.7 л, 315 л.с.
ЗИЛ-41052 - бронированный вариант, воспроизводящий по внешнему виду ЗИЛ-41047. В основе конструкции бронекапсула, вокруг которой "строился" остальной автомобиль. Всего машин семейства ЗИЛ-4105 в 1983-2000 гг выпущено 14 ед.
Масса около 5500 кг; 190 км/ч; 7 мест; двигатель V8, 7.7 л, 315 л.с.
ЗИЛ-4102 ("Раиса", "Райка") - последний представительский автомобиль, разработанный КБ ЗиЛ во времена СССР. Создавался для М.С.Горбачева и должен был иметь "современный динамичный дизайн". Имел несущий кузов (а не рамную конструкцию, как все предыдущие машины ЗИЛа), композитные крышу, капот и багажник, бортовой компьютер и т.д. К 1988г было создано 2 экземпляра - черного и серовато-золотистого цвета (получивших прозвища, соответственно, "Мишка" и "Райка"). Горбачеву машина не понравилась, а развал СССР поставил крест на дальнейшей разработке. Экземпляр черного цвета был утилизирован, а вот "Райка" чудом уцелела.
Разработкой машин повышенной проходимости на ЗиЛе занималось СКБ ОГК (Специально конструкторское бюро отдела Главного конструктора). С 1954г в нём было разработано множество интересных конструкций. Три из них представлены в музее:
ЗИЛ-3906. Предназначался для спасательно-эвакуационных работ на глубоком снегу, топких болотах, а также на воде. Построен в 1978г в единственном экземпляре.
ЗИЛ-2906 - шнекоход (шнекороторный снегоболотоход) . Предназначен для работы в составе поисково-спасательного комплекса для эвакуации космонавтов при их посадке в недоступной для других транспортных средств местности. С 1980г выпущено около 5 ед.
Снаряженная масса 1855 кг; двигатели ВАЗ-2103 2х77 л.с.; г/п 400 кг; скорость: по снегу - 25 км/ч, по воде - 14 км/ч. Корпус и шнеки из алюминиевого сплава, кабина - из стеклопластика.
ЗИЛ-49065 "Синяя птица" - вездеход для эвакуации космонавтов. Модернизированный вариант базовой машины ЗИЛ-49061, оснащенный улучшенными системами навигации и связи, кондиционированным пассажирским салоном.
В 1975-91гг выпущено 14 ед. в "пассажирском" варианте и 12 ед. в грузовом (ЗИЛ-4906, для транспортировки шнекохода и эвакуации СА).
Различные машины повышенной проходимости, созданные в разные годы в СКБ-ОГК ("живьём" некоторые их них можно увидеть в Военно-техническом музее в с.Ивановское (Черноголовка)):
Основной продукцией ЗиЛа были, как известно, грузовики. В музее представлены 2 из них: АМО-Ф-15 (первый советский серийный грузовик; в 1924-31гг выпущено 7268 шт) и ЗиС-5 ("Захар", один из основных советских грузовиков 30-40-х годов; 1933-48гг., изг. св. 571 тыс. шт.):
"Юность"- автобус малой вместимости . Разработан в 1-й половине 60-х в инициативном порядке с использованием агрегатов от лимузина ЗИЛ-111 и двигателя от грузовика ЗИЛ-130. Предназначался в первую очередь для обслуживания правительственных делегаций и других представительских целей. Получил положительные отзывы, в серию так и не пошел (в т.ч. из-за неэкономичного двигателя) . До 1998г было выпущено 87 (по др. данным "чуть более 100") "Юностей" всех модификаций. Масса 3.8 т; число пассажирских мест 15-17; двигатель V8, 7 л, 150-200 л.с.; 120 км/ч; АКПП.
Кроме автомобилей, в музее есть модели, плакаты, стенды, различные узлы и агрегаты. Например:
-
Москва, ул. Сокольнический Вал, 1А (м."Сокольники")
Точка на Яндекс-картах. Координаты 55.7923, 37.6767
100 м слева от главного входа в парк "Сокольники" (в сам парк заходить не нужно). Вход бесплатный.