Найти в Дзене
Наталья Баева

Судный день

Вчера я испугалась по-настоящему.

Всего дней пять назад читатели - учителя заверили меня, что итоговое собеседование по русскому языку сдают практически все. Откуда цифра - 24% несдавших? Тогда я ответила, что надо поспрашивать учителей. Признаются, сколько фактических завалов. Хотя, в "каждого четвёртого" не верила и сама. И вот...

Занимаюсь с барышней обществознанием. Глядя на эту Юлю, постоянно вспоминаю слова Задорнова: "Оперативка у них хорошая - у них файлы пустые!" К пятнадцати годам не знать НИЧЕГО?! Но при этом охотно слушает, вопросы задаёт, в схемы вникает, отвечает... Ещё пара месяцев занятий - и экзамен сдаст. И вдруг...

В иллюстративных целях. Действительно, девушка очень похожа на Юлю.
В иллюстративных целях. Действительно, девушка очень похожа на Юлю.

- Можно нам завтра позаниматься русским? Боюсь не сдать собеседование. Там нужен рассказ по картинке и пересказ текста.

Можно, конечно. Тащу альбом "Третьяковская галерея": отлично ведь помню, что "рассказ по картине" - это испокон веков Шишкин, Левитан и, если очень не повезёт, Суриков. А разве не всё равно, на каких картинах отрабатывать предложенные вопросы: какой жанр, какое время года, чем занимаются люди, что на переднем плане, что на заднем, какая цветовая гамма, где акцент, какое настроение создаёт полотно. Мы этим занимались в четвёртом классе - теперь это экзамен в девятом...

Юля рассматривает альбом, и я понимаю, что ВСЕ эти картины она видит ВПЕРВЫЕ. Для пробы предлагаю "Проводы покойника" Перова.

- Ну-у-у... Мужчина едет с детьми... Только непонятно на чём и непонятно куда... Это слишком сложно!

Вот он, этот "мужчина", который непонятно куда едет...

-2

Загадка... ведь эта картина непременно есть в учебниках литературы - во всех. Иллюстрация к Некрасову. Стало быть, и Некрасова не прочла.

Тогда вот попроще. Что скажете?

- Это семья... Зима - им очень холодно, все в шубах. Они как будто в плену? Дети сдались - а отец их не слушает, думает о своём. Он ещё хочет побороться... У него такой перстень - они были богаты?

Суриков. Меншиков в Берёзове
Суриков. Меншиков в Берёзове

Громко восхищаюсь тем, что всё замечено верно, и торопливо рассказываю про "полудержавного властелина". Побывайте во дворце Меншикова на Васильевском - посмотрите, в какой роскоши родились эти дети! А с каким достоинством Данилыч принял свою судьбу, сказал: простым родился - простым умру, а детей надо спасать, и построил добротный дом. Сам, топором. Только пожить в нём уже не успел - умерла Мария (та, что на переднем плане), а вслед за ней и отец...

Юля потрясена. Слышит эту историю впервые.

Но на экзамене картин не будет - задачу упростили до смешного. Будут фотографии (в основном детей, занятых спортивными играми). Назовите игру, время года, передний - задний план, и расскажите о преимуществах активного образа жизни. С "планами" разобрались по картинам - значит, фотографии точно разберёт. Переходим ко второму заданию.

Рассказики в пять абзацев, которые нужно пересказать своими словами. Пытается вызубрить - "своих слов" просто нет. И кто это такие - Шаляпин, Макаренко?!

Не вынесла душа - рассказываю про Макаренко. Зацепочка - барышня смотрела "Республику ШКИД".

- ... и тогда Макаренко сказал: товарищ Викниксор, вы на ложном пути. Хотите учить по программе Лицея - но все интеллектуалами стать не могут. Все могут стать только хорошими, добросовестными ремесленниками. А потом некоторые захотят учиться дальше. Некоторые!

И в коммуне у Макаренко полдня учились - полдня работали на заводе. И не чернорабочими, а на самом высокотехнологичном производстве. Фотоаппараты! Зарабатывали хорошо, но на руки беспризорники не получали, только на сберкнижку. Выходили из школы с пухлой книжкой для начала самостоятельной жизни, и ни один не вернулся к воровской жизни. Ни один!

- Так значит они полдня жили детской жизнью - полдня взрослой?!

- А что в школе такого уж детского?

- Все ведь понимают... не всё пригодится. Значит, в школе много делается просто для порядка и понарошку.

- Но ведь нельзя предугадать, что именно пригодится?

- Нельзя. Но точно не всё. Потому школу можно просто... пережить. Переждать. А зарабатывать - это точно нужно всем. Значит, они там работали с двенадцати лет?

Вот и разгадка. Девятиклассница уверена, что с ней играют, давая знания. А она для игры уже слишком большая. Но какой, однако, верный вывод!

- Так значит, будь школьная программа хоть золотой - всё равно будете держать в голове, что вас удерживают за партой "для порядка"? И протестовать, не заглядывая в учебники?

Смеётся. Страх перед "завтра" поубавился.

Назавтра звоню: "Как пережили собеседование?"

- ЧЕТВЁРКА! Пятнадцать баллов из двадцати, спасибо!

- А что попалось, какая тема?

- МАКАРЕНКО!

***

Вот и противоречие между цифрой и фактом. Юля вошла в статистику тех, кто сдал, и сдал неплохо. А по факту? Что там с "коммуникативными навыками"?