Многие ошибочно считают, что станции с двойными дверьми созданы для безопасности пассажиров. Однако на самом деле они строились по другой причине.
Экономия времени и денег
Станции такого типа значительно быстрее и дешевле строить. Это и есть причина возникновения "горизонтальных лифтов" в 20 веке.
Дешевле облицовка
Вместо видимых боковых платформ, там используют перегонные тоннели. То есть за эти дверьми скрывается такая же некрасивая темная стена в проводах, как и по всей длине маршрута. Так что не нужно заморачиваться над красивым интерьером, что снижает стоимость отделки.
К тому же, строили такие станции во времена Хрущева, а тогда в моде была практичность. Никакого мрамора и бронзовых канделябров — только самое необходимое.
Быстрая постройка
Их строили быстрее, потому что нужно было только проложить тоннель, а по середине построить средний зал, на котором пассажиры будут ждать поезд.
«Первую такую станцию — «Парк Победы» — построили в 1961 году. Это, конечно, была борьба за экономию. Сооружение станции такого, закрытого типа действительно обходится очень дешево. Проходятся обыкновенные тоннели, строится средний зал. Никаких платформ не надо.
— ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВ, генеральный директор ОАО «Метрострой» 1993-2017
Дешевле сама работа
При построении таких станций использовались максимально автоматизированные технологии, что сокращало число наемных работников. Соответственно, это укладывалось в меньший бюджет.
Почему их больше не строят?
Потому что скупой платит дважды. Обслуживание двойных дверей и их периодическая замена обходится намного дороже, чем сэкономили при строительстве. Эти двери открываются и закрываются по 400 раз за день и расходуют огромное количество электричества.
Для эксплуатации закрытая станция очень неудобная, ее метрополитен очень не любит. И машинисты терпеть не могут эти станции. Поезд должен остановиться напротив станционных дверей, чтобы выпустить и впустить пассажиров. Сейчас существует автоматическое ведение поездов, но все равно момент остановки надо уловить.
— ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВ, генеральный директор ОАО «Метрострой» 1993-2017
Плюс к этому, машиностроение не стоит на месте — появляются новые поезда с другим количеством вагонов и расположением дверей. Для таких станций приходится использовать старые составы или проектировать индивидуально под них особенные поезда.
Источники: http://spb.metro.ru/stations.html и https://www.fontanka.ru/longreads/metro/