Тюнинг – явление в автомобильном транспорте распространенное. Практикуется он и в автобусах. У нас его можно разделить на две части: для красоты и от безысходности. И в том, и в другом случае возможны варианты, при которых модель остается как легко узнаваемой, так и не поддающейся никакой идентификации.
Одно дело, если автобус превращается в неподвижный арт-объект – какие могут быть вопросы? Но совсем иначе это выглядит на дорогах – тут уж эмоций значительно больше!
Самый простой пример – «улучшайзинг» ЛиАЗ-677. В свое время эти «бурбултизаторы» были известны в каждом городе. Естественно, те водители, которые искренне любили свою работу и «железного коня», пытались всячески выделить его из сотен подобных. У кого-то получалось, у кого-то не очень. Но вариантов оформления передней части «луноходов» была тьма-тьмущая.
Один из современных примеров – прикрепить декоративную решетку от ЗИЛ-164 и прорубить вентиляционное отверстие, закрыв его сеткой от ПАЗ-672. Вроде мелочь, но вид уже другой.
Для сравнения – базовый ЛиАЗ-677М выглядел примерно так. В разные годы у него менялись некоторые элементы оформления, но обе машины распознаются достаточно быстро и правильно.
А вот варианты, когда тюнинг был следствием повреждения той или иной детали, меняли облик машины куда значительнее. Как вам такой вариант служебного автобуса… КамАЗ?! Ведь и передняя маска, и бампер однозначно выдают марку. Но, нет – это всего лишь старая добрая Кубань Г1А1-01. Когда-то эти автобусы выпускались большими тиражами и сразу на нескольких заводах. Правда, у этой кроме «мордашки» и дверь уже передвинута, и номеров не видно. Может, и не ездила совсем в таком обличье?
В реальности автобусы «Кубань» выглядели вот так. Неискушенному в специфическом модельном ряду подобных автобусов опознать машинку будет явно сложновато. Да и поздно уже – все равно свой век они отживают.
Узнаете Ikarus двухсотой серии? Ну, еще бы! Самый популярный автобус на междугородных маршрутах. Ярко-красный верх, белая «юбка» и четыре фары над массивным бампером. Спутать с чем-то еще просто невозможно. Вот только… это не он. Это ЛАЗ! Да-да, самый обыкновенный городской ЛАЗ-42021, прошедший серьезную модернизацию.
Жизненные реалии «отобрали» у него переднюю ширмовую автоматическую дверь, заменив на «хлопушку». Проем второй двери, расположенной в пределах колесной базы, и вовсе превратился в окно. Зато в заднем свесе образовалась аварийная «полудверь», на всякий случай, вероятно. Ну, и в салоне появились мягкие кресла для дальних поездок.
Для контраста – серийный ЛАЗ-42021 не имел ничего общего с тем, что вы только что увидели. Когда-то про данную модель ЛАЗа говорили «ХБИ» - «хочу быть «Икарусом». Предыдущий экземпляр осуществил-таки свою мечту!
Вот еще интересный вариант для расширения кругозора. Междугородный автобус «ВОДОГРАЙ». С газовым двигателем, между прочим! Оригинальный по своему дизайну автобус работал на развозке сотрудников одноименной компании в Одессе. «Донором» для данного «агрегата» стал ЛАЗ-699Р. В процессе усовершенствования машина получила новую, выступающую вперед переднюю маску и оригинальный задний свес. Попутно исчезла и вторая пассажирская дверь. Получилось необычно – факт!
И для тех, кто забыл, как же выглядел этот самый ЛАЗ-699Р «Турист-2». Как по мне, совсем не похоже. Разве что линия окон сохранилась, а так… Два совершенно разных автобуса. Хотя исходный вариант оформления лично мне больше по душе.
А теперь перейдем к целенаправленной переделке «подвижного» состава. Перед вами очередной PartyBus. Проще говоря, клуб на колесах. Как и положено, внутри весь интерьер заточен для проведения вечеринок. Но я сегодня не об этом. Узнаете автобус? Его выдает лобовое стекло характерной формы. А если не выдает, то подскажу – это уже упоминавшийся выше «Икарус» двухсотой серии. Конкретно - Ikarus-260.43. А то, что он не похож сам на себя, специфика новой профессии.
На самом деле, пригородная двухдверная версия Ikarus-260.43 в нашей стране получила распространение только после развала СССР. Но, несмотря на то, что эти автобусы, прежде чем попасть в Россию, уже намотали на свои одометры тысячи километров в других странах, служили они исправно. Кстати, на фото ниже именно этот экземпляр, только еще до «реинкарнации».
Пропаганда безопасного вождения в Украине вылилась в появление «автобуса-призрака». В рамках совместного проект Нацполиции и Консультативной комиссии Европейского союза «Керуй» («Управляй») был создан автобус, якобы передвигающийся сам по себе в поисках хорошего водителя. Чтобы усилить эффект призрачного автобуса, которым никто не управляет, кресло водителя оснащено специальным чехлом. Он выполнен в виде скафандра и полностью скрывает человека, имитируя пустое кресло. А водитель наблюдает за дорогой через сетку, как в ростовых рекламных фигурках. Для дорог общего пользования, конечно, не вариант, но проехать сотню метров в рамках шоу – вполне подходит.
Визуально данная поделка выглядит угрожающе. И судя по всему, передвигается по дорогам только в сопровождении машины с мигалками – ездить одному ему явно «псевдоруль» на четверть «лобовухи» мешает.
А вот так выглядит ATAMAN A092H6 в междугородном исполнении в реальности. Узнать машину, конечно, можно, но непросто. И в данном случае исходный вариант мне нравится больше «призрака».
В продолжение темы современных шоу-каров на базе автобуса – фирменный автобус «ROSHEN». Известная кондитерская фабрика заказала данную машину для того, чтобы возить детей на экскурсии. А чтобы малышня не скучала, обычный междугородный ATAMAN A096 укрыли под личиной космолета. Получилось просто шикарно. И если при оформлении передней части дизайнерам пришлось все же ограничить себя рамками ради безопасности вождения, то сзади… Впрочем, все видно на фото.
Кстати, для входа пассажиров используется вторая дверь, которая сделана из двух половинок: верхняя поднимается, а нижняя опускается, превращаясь в трап. Оригинально и интересно.
А теперь сбросим маски! Вот так выглядят серийные автобусы ATAMAN A096. Милые, компактные, но совершенно обычные. Так что создателям «ROSHEN» можно смело гордиться своим детищем – из «ничего особенного…» они смогли создать «ничего себе!!!» .
И напоследок самый яркий из известных проектов по осознанной переделке автобусов времен СССР. Речь идет об аттракционе «Восток», который был создан для курирования по Измайловскому парку в Москве в 1961 году. Как вы уже поняли из названия, задумка была приобщить отдыхающих к покорению космоса. Взяв за основу городской автобус ЛАЗ-695Б, создатели проекта превратили его в смесь самолета и ракеты. У автобуса появился вытянутый остекленный нос, хвост и даже складные крылья. А вход пассажиров в салон осуществлялся через переднюю дверь, выполненную в виде трапа. По крайней мере, на фотоснимках это выглядит очень эффектно!
Впрочем, в исходном виде «Восток» просуществовал не очень долго. Мало того, что его длина возросла в два раза при неизменной колесной базе, так еще и место водителя осталось там же, где и было, а обзор стал в разы хуже. В результате, после первого показа на первомайской демонстрации на Красной Площади, в конструкцию «лазоракеты» стали вносить изменения. Сначала у водителя появилось боковое окно. Затем ему вернули персональную дверь и сделали дополнительные вырезы в передней части, чтобы было хоть что-то видно по сторонам. А потом и складные крылья были демонтированы, а на их место установлен вариант проще и компактнее. Тем не менее, «Восток» сохранил харизму и продолжил радовать посетителей парка.
А вот так выглядел серийный ЛАЗ-695Б после выезда с конвейера. Как видите, трудно даже предположить, что «Восток» был создан на его базе. Особенно в первой «итерации», когда у водителя не было отдельной двери.
P.S. Тюнинг автобусов не такое уж и редкое явление в мире. Правда, там этим практически всегда занимаются не от безысходности, а для души, но «маскировка» автобусов тоже получается отменная. И на первом месте по созданию таких шедевров, пожалуй, занимает Тайланд. Впрочем, судите сами – вот вам для оценки пара туристских машин. Узнаваемо?..
Предыдущую подборку по автобусам посвященную аэродромникам можно посмотреть ЗДЕСЬ