История создания концепт кара «Рапан» подтверждает это. Хотя, увидев трехэтажную «корму» ВАЗ-2110, поверить, что на волжском заводе были художники-конструкторы, просто невозможно.
Похоже, создатель этого «шедевра» черпал вдохновение в мультике «Ну погоди», и вольно или невольно скопировал формы одного из персонажей:
И ведь, кто-то этот «дизайн» принимал и утверждал! Но вернемся к Рапану. Базу для будущего концепта, в прямом и переносном смысле создал талантливый инженер конструктор Михаил Иванович Маркиев. В 1994 г. он прошел стажировку в Америке, в том числе на заводе тягачей Freightliner, и в легендарной General Electric. Вернувшись домой, Маркиев получил задание на ВАЗе спроектировать что-то новое, необычное. Примерно такое, о чем сказал Л.Филатов: «То чего не может быть!» Получив карт бланш на разработку неведомого, М. Маркиев, сделал то, что в наше время стало непременным атрибутом автомобилестроения.
Это не что иное, как модульная платформа или «тележка», причем электромобиля, а ведь это придумано и разработано в средине 90-х годов. Поразительная прозорливость, и инженерное чутье Маркиева. Батареи внизу, под полом, электродвигатель вынесен вперед за базу, шасси получилось с низким центром тяжести, и с хорошей устойчивостью.
А дальше эстафету творчества принял молодой конструктор-стилист Владимир Плешанов, и начал создавать формы электромобиля стиле «биодизайн». Получалось что-то округлое, уютное, привлекательное. И название тут же пришло – «Рапан» черноморский моллюск, с красивой раковиной.
Так выглядел первый полноразмерный макет «Рапана».
Работа над обликом концепта продолжалась. Плешанов сделал еще ряд промежуточных макетов, пока не получилось такое, почти живое существо, необычное и очень красивое.
Интерьер, который создавала Валентина Новикова, не уступал по оригинальности экстерьеру, и в то же время был весьма прагматичным. Многое, если не все в машине было свежим, новаторским. Экстерьер прекрасно сочетался с интерьером. «Стекающие» фары, переходящие в зеркала, однопетлевая подвеска дверей, многочисленные круглые миниатюрные дефлекторы обдува лобового стекла. С какими то решениями можно было спорить, но главное было о чем спорить!
Невращающаяся ступица руля, в которой «приборка», плюс подушка безопасности. Вспомним, это было в 90-е годы.
Творцы внешнего и внутреннего вида «Рапана», ДИЗАЙНЕРЫ Владимир Плешанов и Валентина Новикова, между прочим, именно она подобрала удачное имя автомобилю.
В 1998 г. «Рапан» отправили на автосалон в Париж, где он заслуженно стал «гвоздем» выставки. Затем последовал маршрут в Италию для участия в ежегодном шоу Cervelloni. Фурор, триумф, восхищение профессионалов и простых автолюбителей. В 1999 г. немного обновленный «Рапан» представили на автосалоне в Москве для «своих».
Зрители в восторге, успех, интерес. Затем последовали другие автосалоны, выставки, шоу. Но вот что делать с «Рапаном» дальше, на ВАЗе не понимали. Машина явно обогнала свое время. Продать лицензию на "Рапан" другой компании, в другую страну не смогли, просто не умели делать такое. «Соломоново» решение – машину в музей, и тем самым забыть разработку, похоронить свой собственный ВАЗовский триумф… Печальная преемственность. И до «Рапана" в отечественном автопроме были проекты необычных, порой революционных автомобилей - концепт-каров. НАМИ-013, НАМИ-050 «Белка», коллектива Юрия Долматовского; миниавтобус ЗИЛ -118 «Юность», ЕРАЗ-3730 Эрика Сабо; внедорожник от «Москвича», еще целый ряд "зарубленных" проектов. Увы, сюда же попал и «Рапан», созданный Михаилом Маркиевым, Владимиром Плешановым, Валентиной Новиковой.
А это наши дни, микроэлектромобиль, когда-то бывший концептом, Renault Twizy.
О полном сходстве с «Рапаном» речи быть не может, но все же, если они не родные «братья», то уж двоюродные точно. Все таки, были на ВАЗе дизайнеры!