Минпромторг готовит концепцию массовой установки алкозамков на автомобили серийного производства.
Как пишет «Коммерсант», целостную концепцию ведомство рассчитывает представить до конца года. Есть, в частности, предложение стимулировать производителей устанавливать приборы российского производства при сборке машин. А пока ФГУП «НАМИ» займется сбором данных о влиянии алкозамков на безопасность.
Приборы блокировки зажигания или алкозамки вошли в практику в Швеции в конце 1990-х. В настоящее время эти приборы применяются во многих странах, но не в массовом порядке, а главным образом для контроля водителей, попавшихся на пьяной езде или для обеспечения большей безопасности при перевозке пассажиров.
За свой счет обязаны ставить алкозамки австралийские водители, которых задерживали за езду в пьяном виде. Поверять установленный прибор они при этом должны каждый месяц. Для водителя это выливается в довольно круглую, особенно по российским меркам, сумму в 2,2 тысячи долларов в год, отмечает РБК.
Литва с начала 2020 года ввела новые правила, согласно которым, установив алкозамок, можно уменьшить срок лишения прав. Европа, на самом деле, движется в сторону повального оснащения машин этими приборами. Так, с 2022 года все новые авто, сошедшие с конвейера в ЕС, должны иметь алкозамки.
Что касается России, то готовым к установке подобным прибором может похвастаться только одна отечественная компания – ООО «Научно-производственная фирма «Мета». Цена алкозамка – 79 тысяч рублей.
О стопроцентной надежности прибора при этом речь не идет. Это признают сами производители. Алкозамок от «Меты» могут ввести в заблуждение пары стеклоомывателя, жидкости для полости рта, а также духи и лосьоны для бритья.
Кроме того, водителям, садящимся за руль, не рекомендуется пить не только алкоголь, но даже просто холодную или горячую воду. Также нельзя курить. Одним словом, чтобы завести машину с таким прибором на борту, надо очень постараться.
При этом на прибор вполне может дыхнуть не водитель, а пассажир. Как быть со всей идеей контроля в таком случае, не очень понятно.
По словам первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, помимо всего прочего сейчас просто нет нормативной базы для применения алкозамков в массовом порядке. Как отметил парламентарий, это выглядит «как беспилотники и летающие такси».
Но прогресс не стоит на месте. Частично проблему махинаций с алкозамками решили за границей. Так, система требует дыхнуть не только при посадке, но и далее через определенные временные промежутки. Таким образом трезвому пассажиру будет гораздо сложнее помочь своему пьяному другу за рулем.