В советские годы Волга была главным автомобилем номенклатуры, немногочисленные владельцы вызывали уважение, а автомобилем восхищались. Многие хотели этот комфортный и большой автомобиль. Но время шло и вместе с увеличением доступности данного автомобиля, падал и его народный рейтинг, впрочем как и у всех отечественных автомобилей в ту пору. В конце концов никакие косметические изменения и улучшения не смогли удержать её производство, и в 2009 году последняя Волга с индексом 31105 покинула конвейер Горьковского автозавода.
Именно в этот период набирает оборот столь драматичная история последнего русского американца под названием Siber.
Да-да, это не опечатка, действительно Siber, поскольку именно такой первоначальный вариант названия был у нового автомобиля, однако позднее, непосредственно перед запуском серийного производства, было принято решение добавить в название - Volga. Так и появилось столь причудливое сочетание Volga Siber.
Планы производства были грандиозными, в первый год намечалось выпустить 10 000 автомобилей, на следующий уже 45 000, а в дальнейшем и вовсе выпускать по 65 000 Volga Siber в год.
Как же так получилось, что столь удачный проект на бумаге, оказался провальным в жизни?
В 2006 году Группа ГАЗ и корпорация DaimlerChrysler подписали соглашение о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant, расположенного в одноименном городке Стерлинг-Хайтс, округа Макомб, штата Мичиган, США. Именно на этом предприятие выпускались машины-близнецы и явившиеся донорами будущего проекта - второе поколение Chrysler Sebring и Dodge Stratus, собирающиеся с 2000 по 2006 годы. Вместе с оборудованием были приобретены и лицензии на это производство. В 2006 году на Горьковский автозавод была передана вся документация, началось перемещение оборудования и организация выделенного сборочного предприятия, полностью соответствующего мировым стандартам. А сопровождать создание производства, системы качества, запуск и процесс сборки прибыли американские специалисты.
И в 2007 году Siber уже был представлен на выставке " Interauto" в Москве.
Автомобиль получил вполне современный по меркам 2007 года атмосферный двигатель 2.4 литра, автоматическую адаптивную коробку АКПП Chrysler A604/40ТЕ с tiptronic или механическую 5-ступенчатую МКПП типа NV-T350 на выбор, и богатое оснащение: противобуксовочную систему Traction Control, аудиосистему с 6 колонками и усилителем, электропривод открывания багажника, центральный замок, систему креплений ISOFIX, регулируемую по углу наклона и вылету рулевую колонку, обогреваемые зеркала с электроприводом, гидроусилитель руля, косметические зеркала с подсветкой, электропривод регулировок сиденья водителя в 6 направлениях, электростеклоподъёмники всех стёкол, передние фары с функцией "проводи меня домой, кондиционер, две подушки безопасности с многостадийным наполнением газом - "Next Generation", автоматически затемняющееся зеркало заднего вида. Во всех комплектациях Siber имел оцинкованный кузов, а клиренс был увеличен для России с совсем неприличных 110 до 140 мм.
Казалось бы успех обеспечен, однако в октябре 2008 года начался мировой финансовый кризис, автомобильный рынок в России так же начал проседать. В этих условиях продажи Volga Siber были сильно подорваны, очереди из желающих не выстраивались, что вынудило ГАЗ запустить свою программу утилизации, для того, что бы распродать все автомобили из законтрактованных машинокомплектов. В итоге было продано около 10 000 автомобилей и производство Volga Siber было прекращено. Однако закупленное оборудование не простаивало, конвейер переоборудовали для сборки автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet, и работает по сей день.
Действительно, выпавший на кризис срок вывода автомобиля на рынок сыграл свою негативную роль. Однако это явилось основной, но далеко не единственной причиной. Огромная проблема была в неготовности российского потребителя покупать отечественный автомобиль, пусть и более высокого класса, по цене иностранного. Усилия маркетингового отдела группы ГАЗ в продвижении Volga Siber были недостаточными, реклама на телевидении практически не появлялась. Большинству владельцев приходилось на пальцах объяснять своим знакомым, что из отечественного в этом автомобиле только передний и задний бампера, оптика, да зеркала заднего вида, в остальном это чистокровный американец. Часть владельцев была вынуждена снять надпись Volga, дабы не привлекать лишнее внимание, ухмылки и тыканье пальцем, кто-то подходил к этому вопросу более радикально, переклеивая эмблему ГАЗ на решетке радиатора заменяя её на Додж, через профильный форум эти эмблемы бойко продавались. А некоторые из владельцев и вовсе решились на кардинальные изменения, заменив передние фары и бампер от американских собратьев, благо все крепления остались на родных местах. И это возымело свой эффект, автомобиль действительно был очень редким и малоизвестным, порой всего лишь снятие шильдика Volga, избавляло владельца от не очень лестного внимания.
Сейчас, оглядываясь назад, это воспринимается как нелепость, ведь качество и уровень современных отечественных автомобилей практически не отличается от зарубежных одноклассников, но 10-12 лет назад было совсем по другому, а "магия шильдика" была тогда основой целесообразности. И если бы в 2008 году на рынок вывели не Volga Siber, а Chrysler Sebring или Dodge Stratus, за эти же деньги, успех был бы гарантирован. Купить иностранный автомобиль D класса по цене близкой, или даже чуть дешевле, чем класс С, вот тут бы и очереди выстроились. Но поскольку это была очередная Волга, в умах граждан он вызывал скепсис и настороженность. Вообще называть данный автомобиль Volga было большой ошибкой, это сейчас данное название вызывает добрые ностальгические чувства, но в далеком 2008 году ассоциации с этим автомобилем были не столь прозаичные, а в простонародье и вовсе нередко звучало сравнение Волги с ведром.
Что нужно было сделать тогда, так это выводить новый автомобиль под названием Siber без каких либо приставок и оговорок, поскольку репутация Волги на тот момент была сильно подмочена, отмежеваться от старого, глядишь и реакция потенциальных покупателей стала бы более позитивной. А бренд Волга оставить до лучших времен, когда отечественный потребитель снова поверил в российский автопром.
Сегодня это сделать было бы самое время, и возможно, в другой парадигме, рестайлинг второй генерации Siber в 2020 году, который увы не состоялся, уже вполне заслуженно мог бы получить легендарное название - Волга. А пока, немногочисленные владельцы столь удачного и надёжного, как показало время, автомобиля, продолжают эксплуатацию "русского американца для хайвеев".