Суть йоги противоположна ее зрелищности. Суть – не показать фокус на коврике, а обрести фокус внимания. Концентрация не на внешнем, а на внутреннем – вот что такое йога прежде всего. Внутри каждого человека есть как ограничения, так и возможности. Йога позволяет осознать и те, и другие, избавиться от блоков и раскрыть силы.
В современном мире йога помогает справиться с побочным эффектом прогресса – потерей концентрации. Известный психолог Эрих Фромм отмечал: «Способность концентрироваться стала редкостью в жизни современного человека. Ему нравится делать несколько вещей одновременно, например, слушать музыку, читать, есть, разговаривать с друзьями».
Это приводит к колоссальной потере энергии и жизненной силы. Ощущение разбитости по утрам, желание «лечь и не двигаться» по вечерам – это нормально? Нет. Но сегодня так живут миллионы обитателей больших городов, ощущая лишь разные степени усталости. Изо дня в день.
Эрих Фромм продолжает: «Усталым человека делает недостаток концентрации, тогда как концентрация пробуждает его силы. В этом нет ничего загадочного. Во время несконцентрированных действий не происходит мобилизации энергии. Мобилизация же энергии как в психическом, так и физиологическом аспекте дает эффект ощущения бодрости».
Говоря о том, как научиться концентрации, Фромм для начала предлагает просто «сесть, ничего не делать, ни о чем не думать, только осознавать, что происходит в тебе самом». Конечно, сидеть и ничего не делать – это не йога (йога требует регулярных усилий). А вот фокус на внутренних ощущениях – как раз то, с чего начинается практика.
В разных стилях йоги используются разные элементы развития сосредоточенности. Чаще всего это дыхание и дришти (фиксация взгляда и внимания на определенных точках). Во время выполнения различных асан ты смотришь в определенном направлении: традиционно это кончик носа, большой палец ноги, пальцы рук, пупок. Казалось бы, что тут особенного? Задайте другой вопрос. Как часто в обычной жизни мы смотрим, например, на пупок? Не бегло и с мыслью «чист ли он», а с мягкой внимательностью? Почти никогда.
Во время же практики мы фиксируем взгляд в сторону этой области как минимум на пять глубоких дыханий (в позе «собаки мордой вниз»). При этом не важно, видим ли мы физический пупок. Что действительно важно, так это то, что мы направляем туда свое внимание. «Прана следует за энергией внимания», – пишет Дэвид Фроули в книге «Йога от А до Я». В случае с пупком мы направляем прану в пупочный центр, а это стратегический центр нашего тонкого тела.
В книге «Йога макаранда» Шри Тирумалай Кришнамачарья отмечает, что точно в области пупка расположена манипура чакра. «Основная ее функция – следить за нормальным функционированием всех органов и частей тела», – пишет он. Почти то же самое говорит Свами Сатьянанда Сарасвати в комментарии к «Хатха-йога прадипике»: «Пупочный центр ответственен за поддержание тела. Когда его активность недостаточна или чрезмерна, функции тела не гармонизированы, а когда в нем застой энергии, в других частях тела развиваются болезни».
Некоторые древние тексты описывают манипура чакру, или «пупочное колесо», как источник, из которого исходят все нади (тонкие токи энергии в теле). Таким образом, просто направляя взгляд и внимание в область пупка – мы активизируем свой важнейший энергетический центр.
Это – только один маленький пример, как работает йога. Она работает не только с мышцами и суставами, она проникает вглубь нас и учит концентрации на том, что происходит внутри. Но – только при условии регулярной практики на протяжении длительного времени.
Повторюсь: йога происходит внутри тебя. Когда на коврике ты делаешь падмасану, то йога – это лотос, который в этот момент распускается где-то в основании твоего сердца. Ты завершаешь практику, сворачиваешь коврик и выходишь из йога-центра – заканчивается ли на этом йога? Нет, она продолжает работать внутри тебя, делая тебя более осознанным, более восприимчивым, более живым.