Найти тему
Однажды в Тольятти

ТРУДЯГА-"СТУДАРЬ". История автомобиля из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Грузовой автомобиль «Студебеккер» US-6 – один из самых популярных экспонатов Паркового комплекса истории техники им.К.Г.Сахарова в Тольятти. Кому не хочется взглянуть на машину, принимавшую участие в съёмках «культового» фильма «Место встречи изменить нельзя»? Кстати, случай, произошедший во время съёмок погони Жеглова за Фоксом и по сей день считается одним из самых драматичных в истории отечественного кино.

"Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти)
"Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти)

По сценарию, грузовик Фокса-Белявского должен был, сбивая парапет, падать в реку Яузу. Снять эффектную сцену нужно было одним планом, без монтажа, снимали одновременно тремя камерами. В кабину совершенно «убитого» автомобиля посадили каскадёров и стали сталкивать её в воду. Но «Студебеккер», сделав в воздухе кульбит, упал в Яузу вверх колёсами. Съёмочная группа замерла в ожидании – каскадёры всё не появлялись на поверхности. Наконец, вынырнул каскадёр, изображавший «голову» Белявского и заранее «засевший» в воде... От машины шли лишь пузыри. Слава Богу, спустя какое-то время каскадёры всё же вынырнули. Их спасло то, что во время падения один из них успел открыть дверцу. Иначе кабину сплющило бы, и дверь заклинило. Этот трюк позже получил несколько международных призов как лучший каскадёрский кадр. К слову, мчавшегося по дворам «Студебеккера» дублировал другой автомобиль - трёхосный грузовик ЗИЛ-157.

Фрагмент фильма "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979, режиссёр С.Говорухин)

«Студебеккер», что находится сегодня в Парковом комплексе истории техники, какое-то время был реквизитом на военной киностудии в Подмосковье, а потом перекочевал в Тольятти. «Наша» машина – заслуженная. Она принимала участие во Второй мировой – на «Студебеккерах» во время войны монтировали знаменитые «Катюши» ПМ-13, а также другие советские РСЗО, например, 300-миллиметровую БМ-31-12, самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте «Андрюшей». После войны «Катюшу» с нашего грузовика сняли, и после списания он попал в Ржев, в домоуправление №2. С «гражданки» «ветерана» вызволила киностудия Министерства обороны РФ. Машина своим ходом приехала в Москву. В Тольятти её и множество других экспонатов передал режиссёр этой киностудии Святослав Дунаев. Кстати снимался наш «Студебеккер» не только в «Месте встречи», но еще и в кинофильме «Вор», а также принимал участие в парадах Победы.

Иллюстрация из коллекции Richard Quinn (США), армии США, The Alaska Highway, The China Lantern
Иллюстрация из коллекции Richard Quinn (США), армии США, The Alaska Highway, The China Lantern

О «Студебеккере» каждый фронтовик, особенно автомобилист, сохранил самые тёплые воспоминания. «Студебеккер» модели US-6 (колёсной формулы 6х6) отличался хорошей скоростью на шоссе и высокой проходимостью в условиях бездорожья. Важными его особенностями были мощный двигатель, удачный подбор передаточных чисел, прочный металлический кузов с откидывающимися сиденьями, что создавало хорошие условия для перевозки грузов и людей. Массивный передний и задний бамперы предохраняли капот и кузов от случайных повреждений и позволяли выталкивать застрявшие машины. На передние колёса «Студебеккеров» при надобности привинчивались дополнительные скаты, а на все шины надевались цепи противоскольжения, благодаря чему на трех ведущих мостах на второй, а зачастую и на первой передаче они шли по вязкому глинистому месиву, благополучно доставляя бойцов до места. При широкомасштабных операциях использовались «студари» с мощными лебёдками, которыми вытаскивали застрявшую тяжелогруженую технику. К интересным конструкторским решениям можно отнести и то, что крылья над передними колесами «Студебеккера» сделаны угловатыми. При ремонте мотора на это плоское крыло можно было положить любой инструмент. Недостатки же «американца» заключались в том, что у него была повышенная чувствительность к качеству горючего и весьма ощутимый его расход, а также частая повреждаемость шин во фронтовых условиях. Но в целом «Студебеккер» заслуживает всяческих похвал.

"Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти)
"Студебеккер" в Парковом комплексе истории техники им.К.Г.Сахарова (Тольятти)

Трудяга-«Студебеккер» по праву заслужил звание «короля фронтовых дорог». Великую Отечественную войну прошли 401 000 машин, поставленных США по ленд-лизу. Часть машин поступала в СССР в разобранном виде, собирали их на ЗИСе в Москве, на Коломенском машиностроительном заводе, а с 1944 года – на Минском автозаводе.

ДЛЯ СПРАВКИ

Фирма «Студебеккер» была основана братьями Генри и Клемом Стьюбейкерами («Студебеккер» удобнее произносить по-русски), выходцами из Голландии. В середине XIX века они организовали в США производство конных повозок для армии. Первые опыты с автомобилями фирма начала в 1897 году, а через семь лет наладила их серийное производство. В середине ХХ века фирма уже входила в первую десятку крупнейших производителей автомобилей. Производство US-6 началось в конце 1942 года, их отправляли в армии союзников.
С горизонта марка «Студебеккер» исчезла в начале 60-х. Фирма обанкротилась. Но её дилеры выкупили права на производство модели «Аванти», которая в небольших масштабах выпускалась примерно до 1980 года.

© Фото автора