О царь, ниже Земли находятся ещё семь планетных систем: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Я уже рассказал о расположении и размерах средних планет, а планеты семи низших планетных систем имеют такие же размеры, как и Земля. Эти семь планетных систем называют била-сваргой, подземным райским царством. (с) Бхагавата Пурана
По просьбам читателей. Итак, что такое Патала? Ответить на это вопрос легко. В индуистской космологии Patala (Sanskrit: पाताल, IAST: pātāla, "то, что под ногами") или Pathalam обозначает лежащие под землей миры, населенные нагами, демонами и иными существами, противостоящими небесным богам -- дэвам.
Патала делится на семь областей, причем название применяется как к одной из них, так и ко всем разом. Легенды описывают Паталу как миры, более прекрасные и богатые, чем даже небесные миры Сварги. Она полна чудесных драгоценностей, ее реки, озера и рощи прекрасны, травы целебны, звучит музыка, воздух напоен чудесными ароматами. Ее жители здоровы и вечно молоды, им доступны самые разнообразные наслаждения, каких не всегда могут позволить себе и дэвы, и они не знали бы неприятностей, если бы не периодические вторжения извне: то Гаруда нагрянет в Махаталу, то Сударшана-чакра пролетит... Страдающих грешников там, к слову, нет, они на 30000 йоджан ниже.
Однако это позднейшие легенды. А что за ними стоит? Интернет с готовностью выложит нам множество ссылок на рассуждения о некогда ушедших в подземье рептилоидных цивилизациях. Либо о потусторонних "адских" (или "райских") мирах, локализуемых в пятке Вишну...
Ну а если серьезно, то даже древнеиндийский астрономический трактат Сурья Сиддхантха здесь ближе к здравому смыслу и реальности: он именует "Паталой" южное -- то есть "нижнее" -- полушарие. Хотя это тоже неверно, ибо является преломлением многократно переосмысленного мифа.
След истины все же сохранился: и в индуизме, и в эзотерическом буддизме Патала ассоциируется с пресной водой. У буддистов она связана с тайными учениями, волшебством, она источник магии (в основном -- водной), а также проточных вод. Населяют ее преимущественно наги, также являющиеся в индийской (и не только) мифологии божествами и духами рек. Почему так? По элементарной причине. Изначально это слово обозначало нижнее течение или дельту реки, место ее впадения в море или другую реку. Устье.
Стоящая при слиянии Сона с Гангой столица Магадхи звалась "Паталипутра" -- "Сын Дельты" или, иначе, "Сын Низины". Так что, как видим, географически "патал" в Индии имелось достаточно. Надо думать, намного больше, чем семь. Но нас будет интересовать другая Патала, куда более обширная и значимая. Лежала она (да и сейчас лежит, куда ей деться-то) в дельте Инда, являясь "нижним миром" ровно в том же смысле, что и Нижний Египет -- тот, что расположен в дельте Нила, в противоположность Верхнему -- лежавшему выше по течению главной водной артерии.
Конечно, за прошедшие тысячелетия дельта Инда неоднократно изменялась. В наши дни она заболочена и мало пригодна для земледелия. Но обитаема эта область очень давно: первые поселения датируются 7000 г. до н. э. И древние купцы и мореплаватели прекрасно ее знали. Застал Паталу даже Александр Македонский, хотя, видимо, не в лучшие ее дни.
С запада же землю индов отделяет река Инд вплоть до Великого моря, куда и сама впадает двумя руслами; русла эти расположены не рядом друг с другом, подобно тому как пять рукавов Истра лежат рядом, но как устья Нила, из которых состоит Египетская Дельта, так что и река Инд образует в земле индов дельту, не меньше египетской, и на языке индов зовется она Патала. С юга же само Великое море является границей земли индов, и на востоке то же самое море ее ограничивает. Южные области вдоль Паталы и устья Инда видели и Александр, и македонцы, и многие эллины. (с) Арриан, "Индика"
Далее со слов Арриана и других биографов Александра известно, что во времена его похода в месте разделения Инда на два рукава (в наши дни основных рукавов одиннадцать) стоял город Патала. То есть Патала имела одноименную столицу. Александр велел заново построить гавань, видимо, прежняя пришла в негодность. С этого момента Патала (подозреваю, уместно уточнение "вновь") становится главным портом устья Инда.
Географ Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 24 г. н.э.) пишет: "Инд впадает в южное море двумя устьями, охватывающими страну Паталене, которая напоминает Дельту в Египте… Паталене содержит значительный город Патала, который дает название острову".
Плиний Старший упоминает "остров Патале в устье Инда" и порт с тем же названием, примечательный тем, что "В известном порту Патале солнце встает справа, а тени падают на юг".
Агатархид Книдский во II в. до н. э. упоминает "купцов из Паталы", приезжающих на остров Сокотра торговать с александрийскими купцами.
Можно было бы предположить, что город и возник при Александре, но нет, Патала со своим портом была известна и ранее. Артур Бэшем пишет о временах Будды: "Один из главных торговых путей шел из гангского порта Тамралипти, располагавшегося недалеко от современной Калькутты, поднимался по реке до Паталипутры, затем до Варанаси и вел до Каушамби на Джамне, где от него отделялась вторичная дорога, ведущая через Видиши и Удджайн до порта Бхарукаччха в устье Нармады. Из Каушамби главная дорога следовала вдоль южного берега Джамны до Матхура, где от нее отделялось ответвление, пересекавшее современный Раджастан и пустыню Тар и ведущее к порту Патала в устье Инда".
Сказать что-то о ведическом периоде сложно, так как от него остались лишь легенды, преломленные так, как было сказано выше. Возможно, в те времена дельта Инда была не такой, как во времена Будды или Александра. Но портовые города существовали на побережье Индии с хараппских времен. Некоторые ученые отождествляют город Паталу с древней Таттой, столицей упоминаемого в "Махабхарате" царства Синдху, но это спорно и вопрос продолжает обсуждаться.
В Средние века и позже точное положение Паталы и ее столицы тоже были предметом споров. Французский географ XVIII века Жан-Батист Бургиньон д'Анвиль, также отождествлявший Татту с Паталой, писал: "Татта -- не только город, но и провинция Индии, согласно современным путешественникам; этот город занял место древней Паталы или Патталы, которая ранее дала название стране, входящей в устья Инда".
Почему Патала -- издревле обитаемая низина в устье самой значимой в регионе реки, благодатная, удобная для жизни, мореплавания и торговли (вспоминаем легенды о баснословном богатстве Паталы и красоте и щедрости ее природы!) внезапно сделалась преддверием преисподней и "обиталищем демонов"? Ну а чем ей еще быть после того, как в ней поселились всякие данавы и дайтьи, поклоняющиеся Асурам, и тому подобный люд, приятный местному населению не более, чем небезызвестный Ролло -- своим будущим нормандским подданным? О том, кто такие данавы, дайтьи и Асуры в действительности, а не в мифах или писаниях индуизма -- пожалуй, в следующий раз. Хотя может быть и вторая версия. Просто смотрим на карту и зацениваем, какую конкуренцию должен был составлять порт Паталы для такой же портовой Двараки. Ну и кто его обитатели после этого, если не змеи и демоны? ;)
А сейчас под занавес -- еще один интересный момент, о котором спрашивали читатели. Патала, как мы выяснили -- это низина, устье реки. Почему же в этом случае стоящий на возвышении дворец Далай-ламы в Лхасе носит название "Потала"? Здесь я могу только предполагать. Известно, что название было заимствовано тибетцами из санскрита, и означает оно внезапно... священную гору, на которой обитает бодхисаттва Авалокитешвара, воплощение милосердия. Можно предположить, что заимствована была в данном случае не pātāla (низина), а paṭala -- слово, обозначающее некий покров, крышу, то, что сверху. Второе значение этого слова -- масса. Так что "гору" из него вывести вполне возможно. Причем, что интересно, географически гору Потала, жилище Авалокитешвары, тибетские предания локализуют... в устье Инда. Видимо, имел место эффект "испорченного телефона".