Считается, что 14 ноября 1986 года стало отправной точкой появления в СССР специальных бронированных автомобилей для перевозки денег. Именно в этот день четверо бандитов возле универмага «Молодежный» в Москве расстреляли экипаж инкассаторской «Волги» и похитили 330 тысяч рублей. На эти деньги можно было взять почти 50 «Жигулей»…
Сразу разочарую приверженцев данной теории. Госбанк СССР как самое заинтересованное в сохранности денег лицо озадачился проблемой создания бронированных фургонов для службы инкассации гораздо раньше. Уже весной 1986 года опытные образцы спецмашин, созданные в рамках международного тендера на постройку инкассаторских броневиков для страны Советов, вовсю катались по полигону НАМИ.
В техзадании вышеозначенного тендера указывалось, что автомобиль с экипажем из трех человек должен быть в состоянии перевезти 300 кг ценностей и иметь защиту второго класса, способную противостоять пистолетному патрону и охотничьим ружьям. В принципе, ничего сложного, если бы не одно «НО»: носителем бронекоробки должен был стать микроавтобус РАФ-2203 «Латвия»…
Как ни старались немцы все сделать правильно, но РАФ-Ackermann-Fruehauf оказался перегружен на 505 кг. Причем перегруз передней оси (и без того слабенькой на «рафиках») составил 375 кг. Учитывая столь значимый «довесок», было решено дальнейшие испытания прекратить. Может, потому данный экземпляр и выжил?
За работу взялись сразу шесть иностранных компаний: Ackermann-Fruehauf (ФРГ), Bedwas (Англия), Fontauto (Италия), Labbe (Франция), Manufrua (Франция) и Tiele (ФРГ). Причем последняя представила сразу два варианта исполнения, из-за чего конечное количество броневиков на испытаниях стало равно семи.
Несмотря на внешнюю тяжеловесность, РАФ-Bedwas превысил норматив по полной массе всего на 355 кг, а перегруз передней оси составил 222 кг. Кроме того оказалась превышена и нагрузка на шины: переднюю левую и обе задние. Испытания британского броневика также были свернуты досрочно.
Так как фирмы работали самостоятельно, конечный продукт у всех получился разным. Кто-то постарался сохранить черты исходной «Латвии», а кто-то оставил от нее лишь агрегатную базу, спроектировав кузов с нуля, тем самым попытавшись снизить снаряженную массу.
В результате испытаний итальянский броневик оказался самым правильным. Полная масса РАФ-Fontauto была превышена всего на 37,5 кг, а нагрузка на заднюю ось – на 56 кг. Однако были выявлены недостаточная эффективность стояночной тормозной системы, плохая управляемость и устойчивость в критических режимах движения, превышение уровня внутреннего шума.
В принципе, «рафик» был неплохим микроавтобусом в исходном варианте. Но задача навестить тяжелую броню на шасси таким образом, чтобы его полная масса не превышала 2700 кг – это было за гранью. А любой перевес плачевно сказывался не только на ходовой, но и на возможностях 95-сильного мотора. Все же агрегатная база «Волги» мало подходила на роль «броненосца».
Хорошо показали себя и французы. Полная масса РАФ-Labbe превысила допустимую на 52 кг. А перегруз передней оси на 190 кг и шины на 30 кг на фоне большинства участников также был не критичным. В то же время были отмечены проблемы с тормозами, с управляемостью, с герметичностью кузова, с вентиляцией салона и шумностью в нем.
Как следствие, «импортные кошельки на отечественных колесах» не укладывались в нормативы по динамике и максимальной скорости. Они плохо управлялись и тормозили. И главное, двигатели постоянно находились на грани перегрева даже при относительно равномерном движении, вскипая при мало-мальски вынужденной нагрузке.
Несмотря на то, что визуально РАФ-Manufrua практически полностью повторял «рафик», его перевес составил 269 кг. Перегруженными оказались передняя и задняя оси на 236 и 86 кг соответственно. Как следствие, не только ухудшилась общая управляемость автомобиля, но появилось и сильное запаздывание на поворот руля.
На этом фоне отмеченное испытателями ухудшение обзорности, острые грани отдельных элементов и неплотная стыковка тех или иных поверхностей были лишь сопутствующими факторами.
Тем не менее, по всем машинам были сделаны заключения, а по наиболее перспективным даны еще и рекомендации к доработке. Все равно другого подходящего шасси в СССР не было, а броневики инкассаторам были нужны как можно быстрее.
Представив сразу два варианта РАФ-Tiele, немцы показали самый здравый подход к решению сложной задачи, но... Легкая версия «доспехов» позволила ограничить превышение полной массы «всего» на 361 кг. Передняя ось перегрузилась на 234 кг, а задняя - на 126 кг. Кроме того, даже эта машина не уложилась в нормативный тормозной путь.
А вот полноценный «рыцарь» превысил заданную полною массу почти на треть: перевес 917 кг! Осевой перегруз составил 472 кг для передней оси и 445 для задней. А отдельные шины должны были выдержать до 249 «внеплановых» килограммов. Надо ли уточнять, что дальнейшее тестирование было просто тратой времени?..
В итоге выбор остановился на французском варианте от компании Labbe. Почему именно так, точной информации нет. Как версия озвучивается влияние политики. Но, скорее всего, компания просто раньше других доработала исходный вариант броневика, устранив все недостатки, отмеченные при первых испытаниях.
Как бы то ни было, но «кошельки от Labbe» были поставлены в СССР в количестве 62 штук. Машины вышли на маршруты, и на протяжении пары десятилетий удивляли и отпугивали население на улицах Москвы. А последние образцы РАФ-Labbe были замечены на службе даже в 2007 году. Неплохая жизнь для модели, которая родилась вопреки…