Найти тему
АвтоДвиж

Как из РАФа пытались сделать деньговоз

Считается, что 14 ноября 1986 года стало отправной точкой появления в СССР специальных бронированных автомобилей для перевозки денег. Именно в этот день четверо бандитов возле универмага «Молодежный» в Москве расстреляли экипаж инкассаторской «Волги» и похитили 330 тысяч рублей. На эти деньги можно было взять почти 50 «Жигулей»…

Сразу разочарую приверженцев данной теории. Госбанк СССР как самое заинтересованное в сохранности денег лицо озадачился проблемой создания бронированных фургонов для службы инкассации гораздо раньше. Уже весной 1986 года опытные образцы спецмашин, созданные в рамках международного тендера на постройку инкассаторских броневиков для страны Советов, вовсю катались по полигону НАМИ.

РАФ-Labbe во время испытаний на Автополигоне НАМИ
РАФ-Labbe во время испытаний на Автополигоне НАМИ

В техзадании вышеозначенного тендера указывалось, что автомобиль с экипажем из трех человек должен быть в состоянии перевезти 300 кг ценностей и иметь защиту второго класса, способную противостоять пистолетному патрону и охотничьим ружьям. В принципе, ничего сложного, если бы не одно «НО»: носителем бронекоробки должен был стать микроавтобус РАФ-2203 «Латвия»…

РАФ с бронированием немецкой компании Ackermann-Fruehauf
РАФ с бронированием немецкой компании Ackermann-Fruehauf

Как ни старались немцы все сделать правильно, но РАФ-Ackermann-Fruehauf оказался перегружен на 505 кг. Причем перегруз передней оси (и без того слабенькой на «рафиках») составил 375 кг. Учитывая столь значимый «довесок», было решено дальнейшие испытания прекратить. Может, потому данный экземпляр и выжил?

Это единственный опытный образец бронеавтомобиля РАФ, который уцелел
Это единственный опытный образец бронеавтомобиля РАФ, который уцелел

За работу взялись сразу шесть иностранных компаний: Ackermann-Fruehauf (ФРГ), Bedwas (Англия), Fontauto (Италия), Labbe (Франция), Manufrua (Франция) и Tiele (ФРГ). Причем последняя представила сразу два варианта исполнения, из-за чего конечное количество броневиков на испытаниях стало равно семи.

РАФ, забронированный британской фирмой Bedwas
РАФ, забронированный британской фирмой Bedwas

Несмотря на внешнюю тяжеловесность, РАФ-Bedwas превысил норматив по полной массе всего на 355 кг, а перегруз передней оси составил 222 кг. Кроме того оказалась превышена и нагрузка на шины: переднюю левую и обе задние. Испытания британского броневика также были свернуты досрочно.

Англичане полностью перекроили внешность «рафика»
Англичане полностью перекроили внешность «рафика»

Так как фирмы работали самостоятельно, конечный продукт у всех получился разным. Кто-то постарался сохранить черты исходной «Латвии», а кто-то оставил от нее лишь агрегатную базу, спроектировав кузов с нуля, тем самым попытавшись снизить снаряженную массу.

РАФ в итальянской броне Fontauto
РАФ в итальянской броне Fontauto

В результате испытаний итальянский броневик оказался самым правильным. Полная масса РАФ-Fontauto была превышена всего на 37,5 кг, а нагрузка на заднюю ось – на 56 кг. Однако были выявлены недостаточная эффективность стояночной тормозной системы, плохая управляемость и устойчивость в критических режимах движения, превышение уровня внутреннего шума.

Компания даже включила «бронерафик» в фирменный буклет
Компания даже включила «бронерафик» в фирменный буклет

В принципе, «рафик» был неплохим микроавтобусом в исходном варианте. Но задача навестить тяжелую броню на шасси таким образом, чтобы его полная масса не превышала 2700 кг – это было за гранью. А любой перевес плачевно сказывался не только на ходовой, но и на возможностях 95-сильного мотора. Все же агрегатная база «Волги» мало подходила на роль «броненосца».

РАФ с французской защитой от фирмы Labbe
РАФ с французской защитой от фирмы Labbe

Хорошо показали себя и французы. Полная масса РАФ-Labbe превысила допустимую на 52 кг. А перегруз передней оси на 190 кг и шины на 30 кг на фоне большинства участников также был не критичным. В то же время были отмечены проблемы с тормозами, с управляемостью, с герметичностью кузова, с вентиляцией салона и шумностью в нем.

Labbe визуально оказался самым гармоничным, насколько было возможно
Labbe визуально оказался самым гармоничным, насколько было возможно

Как следствие, «импортные кошельки на отечественных колесах» не укладывались в нормативы по динамике и максимальной скорости. Они плохо управлялись и тормозили. И главное, двигатели постоянно находились на грани перегрева даже при относительно равномерном движении, вскипая при мало-мальски вынужденной нагрузке.

РАФ, защищенный компанией Manufrua из Франции
РАФ, защищенный компанией Manufrua из Франции

Несмотря на то, что визуально РАФ-Manufrua практически полностью повторял «рафик», его перевес составил 269 кг. Перегруженными оказались передняя и задняя оси на 236 и 86 кг соответственно. Как следствие, не только ухудшилась общая управляемость автомобиля, но появилось и сильное запаздывание на поворот руля.

Наименее измененный вариант базового микроавтобуса
Наименее измененный вариант базового микроавтобуса

На этом фоне отмеченное испытателями ухудшение обзорности, острые грани отдельных элементов и неплотная стыковка тех или иных поверхностей были лишь сопутствующими факторами.

Тем не менее, по всем машинам были сделаны заключения, а по наиболее перспективным даны еще и рекомендации к доработке. Все равно другого подходящего шасси в СССР не было, а броневики инкассаторам были нужны как можно быстрее.

"Рафики", забронированные немецкой фирмой Tiele
"Рафики", забронированные немецкой фирмой Tiele

Представив сразу два варианта РАФ-Tiele, немцы показали самый здравый подход к решению сложной задачи, но... Легкая версия «доспехов» позволила ограничить превышение полной массы «всего» на 361 кг. Передняя ось перегрузилась на 234 кг, а задняя - на 126 кг. Кроме того, даже эта машина не уложилась в нормативный тормозной путь.

В «легкой» версии «рафик» узнавался безошибочно
В «легкой» версии «рафик» узнавался безошибочно

А вот полноценный «рыцарь» превысил заданную полною массу почти на треть: перевес 917 кг! Осевой перегруз составил 472 кг для передней оси и 445 для задней. А отдельные шины должны были выдержать до 249 «внеплановых» килограммов. Надо ли уточнять, что дальнейшее тестирование было просто тратой времени?..

В «тяжелом» варианте исходник выдавали лишь колеса
В «тяжелом» варианте исходник выдавали лишь колеса

В итоге выбор остановился на французском варианте от компании Labbe. Почему именно так, точной информации нет. Как версия озвучивается влияние политики. Но, скорее всего, компания просто раньше других доработала исходный вариант броневика, устранив все недостатки, отмеченные при первых испытаниях.

Как бы то ни было, но «кошельки от Labbe» были поставлены в СССР в количестве 62 штук. Машины вышли на маршруты, и на протяжении пары десятилетий удивляли и отпугивали население на улицах Москвы. А последние образцы РАФ-Labbe были замечены на службе даже в 2007 году. Неплохая жизнь для модели, которая родилась вопреки…

Авто
5,66 млн интересуются