В кино принято показывать 90-е как смутное время. В тёмных тонах, с тревожной музыкой и обязательно с бандитскими разборками. Но для тех, кто в это время рос, не всё было мрачным. Было и много хорошего: вкусная газировка, новая жвачка, приключения с друзьями, первый поцелуй, первые открытия и прорва новых эмоций. О девяностых глазами подростков и о том, что даже детям приходилось решать настоящие взрослые проблемы, рассказывает сериал «Мир! Дружба! Жвачка!».
Главный герой Санька Рябинин (Егор Губарев) живёт в провинциальном российском городе. Он ходит в музыкальную школу, тусит с друзьями на крыше, мечтает о девчонках, проводит время в кругу семьи. Его воспитывают строгая мама (Ксения Каталымова) — сотрудница ЖЭКа, подрабатывающая на рынке — и слабохарактерный папа (Степан Девонин) — доцент института, считающий себя писателем. Есть у него два других взрослых ориентира: загадочный дядя Алик (Юрий Борисов) — ветеран Афгана, крышующий рынок — и упрямый дед Сан Саныч (Сергей Стёпин) — ветеран ВОВ, сбежавший из дома престарелых.
У его лучших друзей — Вовки (Егор Абрамов) и Илюши (Фёдор Рощин) хватает своих проблем: у Вовки пьёт отец, а мама Илюши сидит в тюрьме. Появление девочки Женьки (Валентина Ляпина) приносит перемены в компанию друзей. Спасая её от местных хулиганов, Санька угоняет бандитский BMW. Это меняет жизни всех героев.
Идея сериала принадлежит сценаристу и продюсеру Антону Щукину: «10 лет назад мы придумали историю про детство в девяностые. Все авторы сериала были подростками в это время и образы писали с коллективного "я". Каждый поделился своими историями из детства».
Тогда в 2010-м было несколько попыток написать сценарий, но цельная история не получалась. Пока продюсер не предложил попробовать переработать идею сценаристам «Физрука» Александру Белову и Алексею Иванову, а также автору «Сладкой жизни» и «Звоните ДиКаприо!» Петру Внукову. Новым авторам удалось “нащупать” тему, и истории полились рекой.
Выбирая режиссёра, Щукин сразу подумал об Илье Аксёнове, за плечами которого уже было два полнометражных фильма. Что не менее важно, Аксёнов, как и герои сериала, в 90-е был подростком из маленького города Тулы.
Подобрать актёров оказалось сложнее. Авторы очень хотели, чтобы в роли деда была звезда советского кино. Рассматривали Никиту Михалкова, Сергея Шакурова, Сергея Гармаша. В итоге решили попробовать Сергея Стёпина. Тот изначально сыграл в пилоте совсем другого персонажа — институтского начальника Фёдора Рябинина. Но роль была совсем короткой, а актёр так всем понравился, что образ институтского начальника отдали Алексею Маклакову, а Стёпину дали попробовать себя в роли Сан Саныча Рябинина. И не прогадали.
Самым сложным было найти актёров на главные роли. Кастинг-директору пришлось просмотреть более 1000 детей, чтобы найти заветную четвёрку героев. После проверки всех кастинг-агентств, стали искать по спортивным секциям. В одной из них и нашли Вовку: Егор Абрамов пришёл на обычную тренировку по дзюдо, а в итоге попал на главную роль сериала.
Саньку Рябинина искали 4 месяца. Авторы всё время боялись, что юный актёр не сможет справиться с тем уровнем драмы, которую предстоит переживать его герою. Но когда нашли Егора Губарева, стало ясно, что всё получится.
Но и на старте съёмок не обошлось без казусов. Практически каждый день случались травмы: кто-то обжёгся взорвавшейся кофеваркой, кому-то машина проехалась по ноге, кто-то сломал лопатку, а Юре Борисову во время стрельбы по окнам осколок поцарапал лицо.
Особенно отличился Егор Губарев, сломавший нос. Травма была такой серьёзной, что гримёрам пришлось рисовать нос заново. Получилось так натурально, что заметить перелом в кадре практически невозможно.
По носу досталось и Егору Абрамову: в сцене борьбы Женьки и Вовки, Валентина Ляпина так сильно задела Егора, что у того пошла кровь. Для команды это событие не стало исключительным, ведь в погоне за реализмом все пощёчины и даже плевки в сериале были настоящими.
Вообще съёмочная группа стремилась передать эпоху 90-х максимально аутентично, и деталям уделялось много внимания. Будь то декорации или костюмы и причёски героев. Например, чёлку для Надежды Рябининой выбирали из трёх образов: Мадонны, Татьяны Овсиенко и учительницы математики. На последней и решено было остановиться.
И особенно тщательно подбирали реквизит — его буквально собирали с родных и знакомых. Илья Аксёнов привёз целый мешок тапочек, которые связала его бабушка из Тулы. Именно в этих тапочках ходят все герои сериала. А в знаменитой сцене с супом из вороны реквизиторам пришлось пойти на хитрость и положить в кастрюлю курицу… с лапами вороны.
Из всех этих деталей и сложился мир дружбы и жвачки. Этот мир, приключения главных героев сериала и взгляд на эпоху через иную оптику, как считает сценарист Пётр Внуков, должны помочь сразу нескольким поколениям: «Будет здорово, если наша история сможет наладить понимание между детьми и их родителями. Если это случится даже с одной семьёй, я буду очень счастлив».
Еще больше интересного — в самом сериале. Смотри все серии только на PREMIER!