Найти тему

"Колесная биография". Часть Вторая. Мотоцикл "Иж Планета-3К"

Этот цикл рассказов о той технике, что была в нашей семье, о технике, которую покупал себе уже сам и о той, с которой был связан по работе. Это не обзоры, это художественно изложенная АВТО-биография.

История Вторая. МОТОЦИКЛ "ИЖ ПЛАНЕТА-3"

Мое предыдущее повествование закончилось событиями лета 1978 года. Папа продал мотороллер "Вятка" и какое-то время наша семья была безлошадной. Но, в один прекрасный солнечный летний день (может он и не был таким, но в детстве как известно и трава была зеленее) папа пришел за мной в детский сад, мы вышли на улицу, а там стоит большой мотоцикл с коляской! Синего цвета, с блестящими штуками на нем! Папа откинул коричневое покрывало с коляски и посадил меня на большое мягкое сидение. Я спросил его, "А чей это мотоцикл?" и он сказал, что взял у друга покататься.

Копия нашего, мелкие различия есть. Не хватает стекла коляски и  стекла на мотоцикле. И корпус фары черный был.
Копия нашего, мелкие различия есть. Не хватает стекла коляски и стекла на мотоцикле. И корпус фары черный был.

Он надел свой зеленый шлем с белым козырьком, а мне дал красный, с коричневыми ремешками. Он был большой для меня, но я был горд, у меня есть шлем! Папа сказал, чтобы если он скажет "милиция", то я должен был спрятаться под покрывало, потому что я маленький и меня одного в коляске возить нельзя. И мы поехали!

Большой мотор громко стрелял через два глушителя и мы очень быстро ехали по городу, быстрее, чем мы ездили на мотороллере! Мы приехали домой и после этого стали часто ездить на мотоцикле всей семьей в разные места. Мне нравилось, что у меня есть свое место, что сидение мягкое и широкое, а впереди свое стекло, чтобы ветер не дул. Потом я узнал, что папа постепенно купил у товарища этот мотоцикл и он стал нашим!

Только стекло на мотоцикле у нас другое было, а так — копия.
Только стекло на мотоцикле у нас другое было, а так — копия.

Он был двухцветным — весь синий, а большой бензобак и бардачки по бокам — белые. (папа сказал, что цвета слоновой кости). На баке была красивая круглая эмблема синего цвета и блестящими буквами ИЖ, а на бардачках такие же, но длинные и с надписью ПЛАНЕТА-3.

-3

Каждый выезд на мотоцикле был праздником. Раннее утро выходного дня, ещё прохладно, мы всей семьёй выходим из дома и усаживаемся по своим местам. Птички поют и настроение соответствующее. Мы едем к деду на дачу!

Я рос, мы снова переехали, в новый дом, в новом районе. Иногда я помогал папе чинить мотоцикл. Сумка с инструментами пряталась в коляске в багажнике за сидением, нужно было нажать тугую кнопку, потянуть спинку наверх и откинуть ее на подушку сидения. Папа был запасливый и в сумке было много ключей, несколько отверток, плоскогубцы и даже молоток и ножницы. Я выучил, как называются инструменты, как различаются ключи по номерам и подавал их папе, узнал, что такое вороток, свечной ключ и как всем этим пользоваться. Дома у нас тоже было много инструментов, а у меня был велосипед "Школьник". Как-то раз у меня что-то сломалось в задней втулке и папа стал чинить, а я смотреть. У "Школьника" была очень плохая втулка, она часто ломалась. В следующий раз папа сказал — "Ты же видел, что я делал. Чини сам, инструменты сам знаешь где". И с тех пор я сам чинил всю свою технику.

Настало лето 1983 года и мы поехали за город за грибами. У меня родители очень любили ездить на природу, просто отдохнуть или по грибы. Мы знали одно место, где было много шампиньонов и поехали туда. Там была бетонная дорога из плит, но папа вдруг остановился и сказал — "Садись вперед". Он как-то катал меня впереди, я держался за руль, но тогда я был совсем маленький, а теперь мне 10 лет почти. Но я все равно сел впереди папы и положил руки посередине руля, но он сказал — "Клади руки на мое место". Я еще не понял, а мама сказала — "Может ему еще рано?" Но папа был непреклонен.
— Выжми сцепление, до конца. — Я выжал, тяжело, но выжал.
— Первая передача, вниз. — Дотянулся носком левой ноги до лапки КПП и нажал.
— Теперь дай немного газ и отпусти сцепление. — Я открутил ручку газа и выпустил рычаг из пальцев. Мотоцикл дернулся и заглох.
— Ты чего сцепление бросаешь? Плавно надо!
— Но ты же ему не сказал!
Папа молча нашел нейтраль, пнул кикстартер — попытка номер два.

И я поехал! Сам! Я ехал на первой передаче, папа сначала держал руки наготове, потом расслабился. Мы проехали всю бетонку и папа сказал, как останавливаться. И с тех пор я стал ездить все чаще и чаще. Уже и по двору в городе, папа всегда останавливался на въезде в микрорайон, я садился вперед и ехал до дома.

Через какое-то время я освоил переключение передач и тут мы стали ездить еще и быстро! Я даже как-то заметил свое нарушение — 63 км/час! Когда я осенью пришел в школу на урок физкультуры, то одноклассники с уважением посмотрели на мои накачанные плечи и руки и просили показать кулак — за летние покатушки я так накачался на мотоцикле с коляской, что мог сравниться по мускулатуре с пацанами класса на два, а то и три старше.

-4

Годам к 12-13 я научился чинить этот мотоцикл от и до, я мог даже самостоятельно снять коляску, открутить правый глушитель и вскрыть коробку. Как-то я воспользовался моментом, что папа ушел на работу пешком, а летом мотоцикл всегда стоял под окнами и я катался, когда захочу по микрорайону. И тут что-то случилось с коробкой. Мы уже чинили ее не раз и я прекрасно знал ее устройство. Я понял, что сломал кпп и надо чинить. Разобрал ее, увидел причину поломки, поднялся домой, порылся в коробке с запчастями и собрал мотор. Папа даже не узнал, что что-то произошло с мотоциклом.

Вообще же мотоцикл был надежен, вот только коробка была слабая, часто вылетала вторая передача. Папа ковырялся, что-то измерял и как-то принес новые шестерни. Ему их изготовили на каком-то заводе, удлинили кулачки зацепления. Потом папа понес их на цементацию. Я узнал, что цементируют не только фундамент, но и железо. Папа рассказал, что это за процесс и для чего он нужен. Вторая передача вылетать перестала.

Вообще папа любил погонять. Когда мы ездили на природу (а летом почти каждую неделю, своей дачи у нас не было, только у деда), то ездили на излюбленное тихое место на берегу реки. Ехать туда было 80 км и папа шел на полной ручке газа. Мы обгоняли всех — мотоциклы, машины, автобусы, редко кого не удавалось обогнать. Бензин стоил копейки и за расходом папа не следил. В коляске всегда лежала пятилитровая канистра с автолом, а в бардачке обычная консервная банка с парой процарапанных меток, масло на 10 литров бензина и на 15. Бак у Ижа был 18 литров.

Мотоцикл загружался до предела. У меня в ногах в коляске что-то лежало, в багажнике за сидением в коляске, на багажнике мотоцикла и на багажнике коляски, обвязано веревками, сбоку торчат удочки в брезентовом чехле и стойки от нашей шикарной польской палатки. Сейчас вспоминаю это всё и думаю, как это всё ехало? И ведь на самом деле носились, не преувеличиваю. Видимо, скоростные режимы в 80-е годы ХХ века были пониже, если мы шли в потоке и даже часто обгоняли.

Когда я стал еще чуть старше, то отцеплял коляску от мотоцикла и носился по городу на одиночке. Прав у меня, конечно, не было и 1 раз меня поймали ГАИшники. Папа приехал за мной в отделение милиции, это был уже 1989 год. Он заплатил штраф, ему отдали мотоцикл, ключи и меня. Мы выкатили Ижа на улицу, но папа сказал — Катим дальше, за угол. Оказалось, что он разучился ездить без коляски и сказал, чтобы ехал за рулем я. И мы понеслись по ночному городу домой. Он ни слова мне не сказал, не ругал, словно ничего не случилось. Еще бы, он часто просил меня отогнать мотоцикл в гараж, хотя до гаража было несколько километров, когда ему было лень. Я лет с 14 с постоянством это проделывал, не без удовольствия конечно. ПДД я знал, где стоят менты — тоже.

-5

Когда я стал еще чуть постарше, то захотел свой мотоцикл. И хотелось, конечно, Яву или ЧЗ, но судьба повернулась так, что настали тяжелые времена, начало 90х, развал экономики, деньги дешевели на глазах. Я из красного червонца начал делать значки на заводе, куда устроился работать в 17 лет.

Вот типа того было.
Вот типа того было.

Про покупку своего мотоцикла пришлось забыть, а потом настали и вовсе дикие времена.

Все фото из свободных источников сети интернет. Как всегда, старался найти фото, максимально приближенные к тому, о чем рассказываю.