Продолжаем про экспонаты музея ВВС Израиля, расположенного рядом с действующей авиабазой Хацерим посреди пустыни. Начало тут, тут, тут и тут.
Сегодня речь пойдет о вертолетах, побывавших на службе в IAF.
Sikorsky CH-53 Sea Stallion
Большой и тяжелый, при общих схожих внешних размерах с Ми-8, за счет большего фюзеляжа и конечно больших мощностей берет в себя раза в 1,5 больше грузов и человеков. По грузоподъемности и вместимости он схож с нашим Ми-6, хотя наш Ми-6 был побольше в габаритах. Кстати это один из первых среди вертолетов и наверно единственный из тяжелых, кто может делать бочку и главное мертвую петлю! Пруфы в этом видео.
В Израиле они оказались благодаря эмбарго Франции объявленному в 1967 на поставляемые в Израиль с 1966 Super Frelon (о них ниже). И Израиль приобрел 33 вертолета S-65C-3, экспортная версия HH-53C с противопылевыми фильтрами-жабрами и заправочной штангой. Израильские военные высоко оценили вертолет и приобрели еще два S-65C-2 у Австрии, экспортная версия СH-53C (отличается от HH-53C отсутствием заправочной штанги - как раз на фото он).
После войны в Персидском заливе в 1991 году Израиль получил еще 10 машин - б/у CH-53A от морпехов США. Постепенно машины проходят модернизацию, получая новую авионику и силовые установки. Он стал основным транспортным вертолетом ВВС Израиля. Кстати нижняя часть корпуса герметичная, за счет чего вертолет может в экстренной ситуации приводниться, а доп плавучесть и остойчивость придадут боковые обтекатели.
Bell 212/UH-1N & Bell 205/UH-1D
Американский Bell UH-1D служил в ВВС Израиля с 1967 по 1978 гг. Серийно выпускается с 1960 года (начальная версия UH-1А), а UH-1D с 1963. Всего было выпущено большое количество модификаций вертолета, которые включали как одно так и двудвигательные модификации. А одна экспериментальная версия с установленными дополнительно на пилонах турбо-реактивными двигателями показала скорость больше 500 км/ч!
Bell 212/UH-1N Использовался в Израиле с 1975 до 2002 года. Это как раз двухдвигательная версия Bell 205/UH-1D
Bell AH-1 Cobra
Первый в мире специализированный боевой вертолет, а не переделанный гражданский или транспортный. Создан в начале 60хх годов американской Bell Helicopter. Вторым как наверно догадались стал наш Ми-24. Кстати обо вертолета строились на основе механизмов и компонентов универсально транспортных вертолетов. "Кобра" на основе вышеописанного UH-1, наш Ми-24 на основе Ми-8/14(амфибия из Ми-8). Разница между "Коброй" и "Крокодилом" около 10 лет в пользу змеюки, но наш круче и внушительнее ))
Вертолеты Bell AH-1 Cobra поступали в Израиль в апреля 1975. Изначально это были начальные версии вертолета Bell AH-1G, а дальше модернизированные версии Bell AH-1F. Легко заметить разницу по остеклению кабины - выпуклое на Bell AH-1G и плоское на последующих Bell AH-1F и по разнице в рулевых винтах - 2 лопасти и 3 лопасти.
Вертолеты Bell AH-1х эксплуатировались в IAF до 2013 года, после чего окончательно роль ударных на себя приняли знаменитые AH-64 Apache, а для патрулирования границ активно используют БПЛА. Так что 33 машины остались без дела, а в 2014 16 из этих машин Израиль передал Иордании.
Hughes 500
Легкие многоцелевые Вертолеты Hughes 500 применялись в ВВС Израиля с 1979 г. до середины 1990х. Это была модификация Hughes 500MD, оснащенная ПТУР TOW и экраном рассеивателем выхлопа.
В родных США Хьюз 500 был гражданской (точнее многоцелевой) версией на основе военного лёгкого разведывательного вертолета Hughes OH-6 Cayuse. Обе версии ведут свою историю с 60хх годов.
Sikorsky S-58
Вертолет с расположенным спереди двигателем. Первые два вертолета Sikorsky S-58 (версии S-55 с мощными двигателями), прибыли в Израиль в 1958. ВВС Израиля они понравились в качестве десантных вертолетов и осознав их потенциал за несколько дней до окончания "6 дневной войны", 10 машин оборудовали пулеметами. После начала поставок в 1967 Bell 205 S-58 начали выводить из эксплуатации.
Он брал на борт до 16 солдат или 8 носилок с ранеными. Производились и модификации для борьбы с подлодками, поисково-спасательные , для перевозки высокопоставленных лиц. В VIP-модификации вертолёт использовался подразделением морской пехоты, ответственным за перевозку Президента США. Кстати два экземпляра были куплены СССР по личному распоряжению Хрущёва.
Aerospatiale Gazelle.
Sud Aviation Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle. Этот экземпляр собран из нескольких остатков сбитых во время войны с Ливаном 1982 г. сирийских машин. Несколько подобных конструкторов после сборки использовали против бывших хозяев.
Дедушка или папа предыдущего вертолета - Aerospatiale SA.318 Alouette II. Эксплуатировались в ВВС Израиля в 1957-1982 гг. Интересные своей "naked" конструкцией вертолеты , как когда то первые геликоптеры.
SA.318 Alouette II по сравнению с Ми-4Sikorsky S-58
Super Ferlon/Шершень
Тяжелые вертолеты Sud Aviation Aerospatiale SA-321K "Super Ferlon" состояли на вооружении ВВС Израиля с 1966 по 1994. В середине 70хх вертолеты прошли модернизацию, в ходе которой французские двигатели заменили на американские General Electric. Вертолет по ТТХ схож с Ми-8, но например экипаж всего 2 человека, а у Ми-8 три, но зато у Ми-8 только два двигателя, а у Шершня целых три!
Кстати шестилопастной несущий ротор создавался инженерами Sikorsky Aircraft - о его "американском" происхождении свидетельствует то, что в противоположность другим французским вертолетов, включая вертолеты самой Sud Aviation, у "Шершня" несущий винт вращается против часовой стрелки, как у вертолетов Sikorsky Aircraft.
А еще если обратите внимание, то нижние обводы корпуса напоминают лодку. Нижняя часть выполнена герметичной для обеспечения экстренной посадки на воду и выпускалась версия как с чисто сухопутным шасси (фото под текстом) так и с наличием поплавков, как на фото выше.
А один из Super Ferlon применялся в качестве VIP-транспорта во время визита в Израиль президента Египта Анвара Садата в 1977. Об этом рассказывает минивыставка в виде вырезок из прессы, размещенная для ознакомления внутри сухопутной версии вертолета.
Вот такие вот вертолеты полетали в IAF/IDF. Продолжение в виде показа зарождения БПЛА следует. Спасибо за внимание.