Маркетологи стараются запутать покупателей, называя вещи чужими именами. Под видом внедорожников нам продают кроссоверы, а под словами "интеллектуальный" полный привод понимают муфту, которая автоматически подключает заднюю ось при пробуксовке. Сегодня давайте вспомним, что на самом деле должно быть у машины, чтобы называться настоящим внедорожником. [Отсутствие некоторых признаков допустимо, но большинство должны присутствовать.]
Рама
Современные внедорожники типа Range Rover, Mitsubishi Pajero спокойно обходятся без рамы в её традиционном виде, но, если по чесноку, настоящий внедорожник, на котором прыгают по камнях, вывешивают его на диагоналках и на вешают на него силовые бампера, пороги и лебедки, должен иметь рама. Она обеспечивает крепость машины, жесткость на кручение, способна выдерживать огромные нагрузки.
Раздатка
Внедорожник без раздаточной коробки - это как повар без ножа. Исключением являются только машины с постоянным полным приводом (не путать с кроссоверами, у которых на некоторое время можно заблокировать муфту).
Понижайка
А вот уж без чего точно внедорожник не может считаться настоящим - это пониженная передача. Причем передаточное число мультипликатора должно начинаться от двух. Только так машина по ступицы в грязи может выбраться самостоятельно.
Шины
Строго говоря, будь у машины хоть все перечисленные выше и ниже приспособления, без нормальных внедорожных шин она вряд ли уедет далеко. Уж точно моноприводная машина на зубастой резине заедет дальше, чем внедорожник на шоссейной резине. На шоссе, конечно, будет некомфортно и шумно, зато в том месте, где даже в резиновых сапогах идти не хочется, они будут в своей стихии.
Подвеска
Да, сейчас есть внедорожники с полностью независимыми подвесками, но это все компромиссы, желание сделать машину более комфортно на асфальте. Правильный же внедорожник должен иметь зависимые подвески. В идеале спереди и сзади, в крайнем случае - хотя бы сзади. А ещё важна артикуляция (ходы) подвески и угол скрещивания осей. Чем лучше эти параметры, тем меньше вероятность того, что машина каким-нибудь из колес повиснет в воздухе на каком-нибудь буераке.
Геометрия
И раз уж мы заговорили о геометрии подвески, нелишним будет упомянуть и о геометрии кузова. В идеале углы въезда и съезда должны быть по 45 градусов, чтобы бампера не мешали. Но есть ещё один показатель - угол рампы. Чем он больше, тем меньше вероятность повиснуть на какой-нибудь перегибе на днище. Плюс тут же надо сказать про клиренс - его много не бывает.
Блокировки
Ещё одна полезная вещь на бездорожье - это блокировки. Их может быть три: передняя межколесная, задняя межколесная и межосевая. Уже хорошо, когда их две. В противном случае машина довольно легко обездвиживается.
Защита
Странно было бы ехать на крутом внедорожнике на не менее крутое бездорожье с картерами, прикрытыми кусками пластиками. Нужна листовая сталь или хотя бы труды под днищем. И не забываем о том, что внедорожники ездят не только по полям, но и по лесам, а значит, не лишней будет и защита кузова: силовые бампера, резиновое покрытие типа Raptor от царапин.
Дизель
Дизель на самом деле не так уж и важен. Его спокойно может заменить большой многолитровый бензиновый мотор, у которого так же, как и у дизеля полно тяги на низах. Но все-таки у дизеля тяги при прочих равных будет больше. Да и как же черным дым из выхлопных и тракторное тарахтение?
Отключение электроники
Тоже весьма спорный момент, но многие джиперы, думаю, меня поддержат. Иногда очень важно иметь возможность отключить все электронные помощники и ехать чисто механически, чтобы никакая электроника не вмешивалась в передачу крутящего момента на все четыре колеса.