Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как самолёты падают с авианосцев. И как ботинки катапультой запускают

Разные случаи с падениями бывают, но основных вариантов два: во время посадки или взлёта. Что касается "Адмирала Кузнецова", то об авариях при взлёте с него самолётов слышать не доводилось. А вот при посадке во время его похода к берегам Сирии, Су-33 был потерян в результате обрыва троса авиафинишёра, устройства, тормозящего самолёт при посадке.

Самолёт выкатился за пределы посадочной палубы и упал в море. Пилот успел катапультироваться и не пострадал. К сожалению, так бывает не всегда. Но об этом ниже.

Кстати, готовя статью, я наткнулся на такой момент - пишется, что в отличие от посадки на сухопутный аэродром, пилот должен не уменьшать, а прибавлять тягу двигателей, чтобы иметь возможность вновь взлететь вот в таких случаях. Что помешало это сделать пилоту Сушки - я не знаю. Может, эту заметку прочитает кто-нибудь, имеющий непосредственное отношение к палубной авиации и разъяснит этот момент?

С аэрофинишёрами могут быть разные проблемы. Вот самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye садится на палубу авианосца. Чем может закончиться эта посадка?

Например, в августе 2019 года на авианосце "Авраам Линкольн" во время посадки такой самолёт в результате проблем с аэрофинишером столкнулся с двумя другими самолётами и вывел их из строя. К счастью, люди не пострадали.

Вообще-то раньше, когда масса самолётов была меньше, равно как и их скорости, в конце посадочной палубы поднималась сеть-ловушка, которая могла остановить самолёт в подобных случаях. Но теперь никакая сеть современные самолёты остановить не сможет. Более неприятный случай с таким же самолётом произошёл в 2016 году.

Тогда из-за неправильной регулировки натяжного устройства лопнул трос аэрофинишёра на авианосце «Дуайт Эйзенхауэр» . Отлетевший в сторону трос повредил два стоявших на палубе самолета и серьезно ранил восемь человек. Жизнь матроса из палубной команды спас шлем: он треснул, моряк получил тяжелую черепно-мозговую травму, но если бы шлема не было, человек остался бы без головы.

А что же с самолётом и лётчиками? Поняв, что произошла авария, лётчики за те пару секунд, что были в их распоряжении, убрали тормозной крюк, вывели двигатели на полную тягу, выпустили закрылки на 30 градусов - нормального положения в 20 было недостаточно, - и разблокировали аварийные выходы из кабины. И все это без единого слова! Свалившись с палубы, самолет выровнялся в нескольких метрах над водой.

Но самолёт может упасть в море и при взлёте. И опять же не по своей вине.

Давайте разберёмся подробнее. Катапульта разгоняет самолёт с помощью челнока, двигающегося по прорези в палубе. Более подробно всю механику я разбирал в статье, сноску на которую дам в конце. До определённого времени самолёт крепился к челноку специальным V-образным тросом - бриделем. Вот он хорошо виден на снимке:

-2

Обратите внимание на довольно субтильную переднюю стойку шасси. Кстати, в хвостовой части самолёт был оборудован специальным устройством, задержкой, которое удерживало его при увеличении тяги двигателей пилотом до момента старта.

Когда тяга достигала необходимой величины, задержка отпускала самолёт и он устремлялся вперёд, влекомый челноком и собственными двигателями. В момент отрыва от палубы бридель отцеплялся, на правой части коллажа видны эти тросы, уже освободившие самолёт:

-3

Кстати, вот этот наклонённый вперёд за пределы палубы "рог" называется ловушкой для бриделя, так устроено для того, чтобы тросы не помешали взлёту. Были авианосцы и с двумя таким рогами:

-4

Сейчас на снимках вы их уже не увидите, нет их. Почему? Потому что придумали устройство более надёжное, чем бридель. Это жёсткий поводок, вот он виден на снимке справа, зацепленный за челнок, и обратите внимание, насколько более мощной стала передняя стойка шасси:

-5

Ведь к ней теперь прикладывается большое тяговое усилие, к тому же задержка тоже крепится к ней, мы видим её слева. Другой снимок:

-6

Слева поводок, справа задержка. Теперь стало невозможно то, что произошло на авианосце "Корал Си" 30 июня 1970 года.

-7

В тот день бридель неожиданно соскочил с крюков на корпусе самолёта и обмотался вокруг передней стойки шассии. В этот момент челнок двинулся и поволок самолёт вперёд. Однако стойка не была рассчитана на такое усилие, она подломилась, самолёт опустил нос, но разгон продолжался. Считанных секунд пилотам хватило, чтобы оценить ситуацию. Было применено аварийное катапультирование, на снимке стрелка показывает сброшенный фонарь кабины.

Есть очень некачественный ролик с записью этого происшествия. Лётчики вылетели из кабины ещё во время разгона. Пилот коммандер Фред Винтон упал на палубу, был протащен ветром за парашют и сброшен в море за кормой. Для него всё кончилось благополучно.

А оператор лейтенант-коммандер Боб Китинг был брошен на один из стоявших на палубе самолётов. Удар был так силён, что тело лётчика повредило его фонарь. Потом тоже упало за борт, его так никогда и не нашли.

Похожие происшествия случались неоднократно, это одна из издержек профессии морского лётчика.

Только ржания в Сети по поводу таких происшествий у американцев я что-то не слышал, в отличие от случая с "Николаем Кузнецовым".

А что там про башмаки? После двух лет службы Shooter (офицер катапульты) при стечении народа запускает в воздух свои ботинки с помощью катапульты. Пролететь они могут до 100 метров, ведь скорость челнока достигает 200 км/час :

-8

А через три года службы командира авианосца взлетают его ботинки. А также командир жертвует ими, когда корабль выводится из состава флота.

Ещё на эту тему. Одна из моих любимых статей благодаря ролику, который к ней прикладывается в первом комментарии: Цветовая дифференциация штанов на палубе авианосца

А также, Как забросить самолёт в воздух с корабля