Найти тему
АвтоДвиж

Советские мотоциклы 1960-х годов и страны, в которые их продавали

Друзья, в одном из своих недавних постов я рассказал, куда и в каких количествах в 1960-х поставляли советские мотороллеры и мопеды: их экспорт исчислялся десятками тысяч штук в год. Эту статью можно посмотреть ЗДЕСЬ. А сегодня предлагаю продолжить тему, только уже в отношении советских мотоциклов. Итак, поехали!

М-105 «Минск»
М-105 «Минск»

Самый легкий советский мотоцикл – М-105 Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Весил «Минск» как два мопеда – 95 кг, а вот моторчик у него был даже меньше, чем на мотороллерах – объемом всего 125 кубов (7 л.с.). Потому и по динамике он от мотороллеров сильно не отличался: максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Но за счет «взрослых» колес «Минск» намного лучше, чем мотороллеры, переваривал грунтовые дороги.

М-105 «Минск»
М-105 «Минск»

Всего до 1970 года включительно из СССР отправили за рубеж 8238 минских мотоциклов «Минск» современной модели М-105 и более ранней М-104. Крупнейшими их покупателями стали Болгария (3005 шт.), Венгрия (2437 шт.), Турция (1625 шт.) и Иран (828 шт.). А вот список более интересных стран, куда также отгружались мотоциклы «Минск», правда, уже в небольших количествах: Сирия – 119, Австралия – 50, Тунис – 45, Йемен – 20, Афганистан – 15, Шри-Ланка, Непал, Ливан, Бразилия и Таиланд – по 10.

«Восход»
«Восход»

Чуть более крупный мотоцикл марки «Восход» выпускал Ковровский мотозавод. Он был на 15 кг тяжелее «Минска» и оснащался моторчиком, который был чуть больше, чем на мотороллере «Вятка», но меньше, чем на тульском «Туристе»: 175 кубов, 10 сил. С ним «Восход» мог разогнаться до 90 км/ч. За рубежом «Восход», как и его предшественник «Ковровец» (К-175), пользовался чуть большей популярностью, чем минские машины: их за тот же период времени отгрузили 11436 шт. Крупнейшие покупатели: Болгария – 9009, Иран – 1421, Австралия – 350, Непал – 230.

Все семейство ижевских мотоциклов: «Юпитер-2», «Планета-2» и «Юпитер-2К»
Все семейство ижевских мотоциклов: «Юпитер-2», «Планета-2» и «Юпитер-2К»

Ижевский машиностроительный завод выпускал в конце 1960-х два семейства мотоциклов, практически одинаковых внешне: 1-цилиндровые назывались «ИЖ-Планета-2», а 2-цилиндровые – «ИЖ-Юпитер-2» и «ИЖ-Юпитер-2К» (с коляской). И на тех, и на других моторы имели одинаковый рабочий объем: 346 кубиков. Но на «Планете» мощность была лишь 15,5 л.с., а на «Юпитере» уже все 19 сил. Разница в весе у них была крайне незначительна (155 и 158 кг), как и в максимальной скорости (105 и 110 км/ч). Но «Юпитер-2», разумеется, был динамичнее. При установке бокового прицепа «Юпитер-2К» становился тяжелее почти на центнер и мог разгоняться уже только до 80 км/ч.

За рубеж по большей части поставлялись именно 1-цилиндровые ИЖи, причем в очень больших количествах: машин моделей «Планета» и «Планета-2» до 1970 года на экспорт отправили 70930 штук. Больше половины из них пришлось на долю Болгарии (45637 шт.). В Иран ушло 12850 мотоциклов, в Монголию – 7472, Турцию – 3901, Венгрию – 821. Из «малотиражных» поставок выделим Грецию (100), Непал (55), Нигерию (26). А вот в соседней Финляндии, где советскую технику вообще любили, «Планета-2», как говорится, не пошла: там продали только 12 мотоциклов.

Что касается «Юпитеров» первых двух поколений, то их за десятилетие экспортировали всего 6229 штук. Крупнейшие покупатели: Болгария – 2888, Куба – 1390, Иран – 951, Финляндия – 407, Сирия – 405. Из интересного – поставка 100 мотоциклов в Австралию и 36 – в Йемен.

«Урал» М-63
«Урал» М-63

Тяжелый мотоцикл «Урал» М-63 выпускался Ирбитским мотозаводом. Он самым существенным образом отличался от всех прочих советских мотоциклов, поскольку помимо более крупных размеров и веса (320 кг с коляской!) имел четырехтактный двигатель. При объеме 649 кубов он выдавал 30 л.с. мощности: точно такие же показатели, какие будут 20 лет спустя у вазовской «Оки»! Поэтому неудивительно, что «Урал» даже с коляской мог разогнаться практически до той же скорости, что и одиночный ИЖ. На экспорт в 1960-х годах отправили 9426 «Уралов» моделей М-62 и М-63. А вот и список стран-покупательниц: Австрия – 100, Алжир – 121, Афганистан – 108, Болгария – 160, Венгрия – 637, Вьетнам – 510, Египет – 375, Индонезия – 116, Ирак – 1010, Иран – 40, Китай – 500, Колумбия – 2, Северная Корея – 50, Куба – 3090, Монголия – 399, Йемен – 50, Польша – 1211, Сирия – 606, Сомали – 45, Судан – 200, США и Турция – по 1, Интересная география, правда?

«Урал» М-63
«Урал» М-63

Что касается тяжелых мотоциклов Киевского мотозавода, то их на экспорт, судя по всему, в то время практически не отправляли. По крайней мере, мне удалось обнаружить данные лишь по отгрузке мотоциклов модели К-750М в количестве 47 штук, из которых Сирия забрала 10 машин, ЧССР – 1, Финляндия – 2, Польша – 31, Пакистан – 1, Венгрия – 2.

С мотоциклами на сегодня всё! Про экспорт советских велосипедов для детей можно почитать ЗДЕСЬ, а про экспорт велосипедов для взрослых - ЗДЕСЬ.