Найти тему
Дальние странности

Судьба сокровищ храма Падманабхасвами и право шебайта

Оглавление
Вид на золотой гопурам храма Падманабхасвами, Тривандрум, Керала.
Вид на золотой гопурам храма Падманабхасвами, Тривандрум, Керала.

Стоило только выйти в свет нашим статьям о сокровищах храма Падманабхасвами и о проклятье тайной комнаты, как история этих несметных богатств получила дальнейшее развитие.

13 июля 2020 года Верховный суд Индии разрешил давний спор по поводу управления одним из самых богатых храмов в мире. Своим решением суд поддержал права бывшей королевской семьи Траванкора на управление делами храма Падманабхасвами.

Верховный суд отменил принятое в 2011-ом году постановление Высшего суда штата Керала об отчуждении права шебайта у наследников королей Траванкора.

Здание Верховного суда Индии в Нью-Дели.
Здание Верховного суда Индии в Нью-Дели.

Право шебайта

Согласно индийским законам, храм, земли храма и все пожертвования, сделанные верующими храму, принадлежат Божеству, а точнее, его изваянию (идолу, мурти), в этом храме установленному.

Собственность принадлежит Божеству только в идеале. Владение и управление этой собственностью передаётся кому-либо из людей по праву шебайта.

Шебайт (shebait) — это человек, который является служителем и хранителем идола, его земным представителем, уполномоченным заниматься всеми его делами и управлять его имуществом. Право шебайта передается по наследству, как и любой другой объект наследственного имущества.

Конфликт из-за права шебайта Божества храма Падманабхасвами между государством и потомками князей Траванкора далеко не первый в истории Индии, но самый громкий, так как речь идёт об управлении собственностью на десятки миллиардов долларов.

Князья Траванкора

-3

Траванкор — это бывшее южно-индийское королевство, а в период британского правления — независимое туземное княжество. Столицей Траванкора являлся город Тривандрум, где и находится храм Падманабхасвами.

Королевство было основано в 1729 году, им управляли махараджи из династии Варма. В 1949 году Траванкор, объединившись с княжеством Кочин, вошёл в состав Индии как штат Траванкор-Кочин. В 1956 году, в результате реорганизации, земли этих княжеств вошли в состав современного штата Керала.

Последний из великих раджей.

Махараджа Траванкора Читайра Терунал Баларама Варма после его инаугурации в 1931 году.
Махараджа Траванкора Читайра Терунал Баларама Варма после его инаугурации в 1931 году.

Последним официальным правителем Траванкора был Читайра Терунал Баларама Варма, который правил с 1931 по 1949 г. Его правление отмечено большим прогрессом в области образования, здравоохранения и экономики. Читайра Т. Б. Варма был очень уважаемым и религиозным человеком. Он первым из индийских правителей, в 1936 году, разрешил доступ далитам (неприкасаемым) в индуистские храмы, куда раньше пускали только верующих из высших сословий.

Судьбы всех правителей Траванкора были неразрывно связаны с храмом Падманабхасвами. Ещё в 1750 году семья преподнесла божеству храма свою царскую корону. Этим они объявили, что божество является махараджей, а они лишь слугами Бога. Так же и последний правитель Траванкора всю жизнь служил божеству Падманабхасвами как его шебайт и проводил большое количество храмовых церемоний. Он продолжал управлять делами храма до своей смерти в 1991 году.

«А царь-то не настоящий!»

Утрадам Тирунал Марфанда Варма на храмовой церемонии.
Утрадам Тирунал Марфанда Варма на храмовой церемонии.

В 1991 году брат умершего неженатым и бездетным правителя — Утрадам Тирунал Марфанда Варма принял на себя титул наследника несуществующего трона Траванкора, а вместе с ним и право на управление храмом. Это вызвало недовольство среди верующих, которые обратились в суд, что привело к затянувшейся правовой войне.

Главный вопрос заключался в том, мог ли младший брат претендовать на звание «Правителя Траванкора» и, соответственно, на право шебайта божества храма Падманабхасвами. В 2013 году Утрадам Т. М. Варма скончался, а проблемы семьи перекочевали к его наследникам.

Современный глава королевской семьи князей Траванкора Мулам Тирунал Рама Варма (справа) на ежегодной церемонии у храма Падманабхасвами.
Современный глава королевской семьи князей Траванкора Мулам Тирунал Рама Варма (справа) на ежегодной церемонии у храма Падманабхасвами.

Как и их предки, современные члены королевской семьи — люди набожные и, вроде как, не алчные. И дело контроля над храмом для них вопрос более духовный, чем материальный. По крайней мере, это следует из их заявлений, таких как это:

Мы входим в храм босиком. Мы моем ноги, чтобы не унести из дома господа ни одной песчинки. Всё в храме принадлежит ему, даже песчинка.
Дорога к храму Падманабхасвами, украшенная фигурами Пандавов в честь праздника.
Дорога к храму Падманабхасвами, украшенная фигурами Пандавов в честь праздника.

Так вскроют ли тайную комнату?

Суд не стал отчуждать имущество храма в пользу государства или штата, но приказал провести ревизию храмовой отчетности за последние 25 лет. Кроме того, администрация храма должна возместить средства, потраченные на содержание храма правительством Кералы в период с 2012 по 2019 годы. Речь идёт о сумме около 110 миллионов индийских рупий (1,5 млн. USD).

Верховный суд подтвердил право шебайта для членов королевской семьи, но это не означает, что они могут делать с сокровищами храма всё, что им заблагорассудится. Суд распорядился для управления храмом Падманабхасвами создать два комитета: наблюдательный и консультативный.

Вход в храм Падманабхасвами.
Вход в храм Падманабхасвами.

В состав комитетов должны войти только индуисты, представляющие все заинтересованные стороны:

  • окружной суд (председатель),
  • штат Керала,
  • центральное правительство Индии,
  • королевскую семью Траванкора,
  • священнослужителей храма.

Они и решат вопрос о вскрытии «хранилища B», загадочной комнаты в подземельях храма, которая осталась нетронутой из-за боязни древнего проклятья.

Дочитали до конца — поставьте лайк, пожалуйста!

Подписывайтесь, комментируйте, задавайте вопросы.

До скорых встреч!

Ваши Наташи.

По мотивам публикаций индийской прессы — indianexpress, theprint, thehindu.