Стоило только выйти в свет нашим статьям о сокровищах храма Падманабхасвами и о проклятье тайной комнаты, как история этих несметных богатств получила дальнейшее развитие.
13 июля 2020 года Верховный суд Индии разрешил давний спор по поводу управления одним из самых богатых храмов в мире. Своим решением суд поддержал права бывшей королевской семьи Траванкора на управление делами храма Падманабхасвами.
Верховный суд отменил принятое в 2011-ом году постановление Высшего суда штата Керала об отчуждении права шебайта у наследников королей Траванкора.
Право шебайта
Согласно индийским законам, храм, земли храма и все пожертвования, сделанные верующими храму, принадлежат Божеству, а точнее, его изваянию (идолу, мурти), в этом храме установленному.
Собственность принадлежит Божеству только в идеале. Владение и управление этой собственностью передаётся кому-либо из людей по праву шебайта.
Шебайт (shebait) — это человек, который является служителем и хранителем идола, его земным представителем, уполномоченным заниматься всеми его делами и управлять его имуществом. Право шебайта передается по наследству, как и любой другой объект наследственного имущества.
Конфликт из-за права шебайта Божества храма Падманабхасвами между государством и потомками князей Траванкора далеко не первый в истории Индии, но самый громкий, так как речь идёт об управлении собственностью на десятки миллиардов долларов.
Князья Траванкора
Траванкор — это бывшее южно-индийское королевство, а в период британского правления — независимое туземное княжество. Столицей Траванкора являлся город Тривандрум, где и находится храм Падманабхасвами.
Королевство было основано в 1729 году, им управляли махараджи из династии Варма. В 1949 году Траванкор, объединившись с княжеством Кочин, вошёл в состав Индии как штат Траванкор-Кочин. В 1956 году, в результате реорганизации, земли этих княжеств вошли в состав современного штата Керала.
Последний из великих раджей.
Последним официальным правителем Траванкора был Читайра Терунал Баларама Варма, который правил с 1931 по 1949 г. Его правление отмечено большим прогрессом в области образования, здравоохранения и экономики. Читайра Т. Б. Варма был очень уважаемым и религиозным человеком. Он первым из индийских правителей, в 1936 году, разрешил доступ далитам (неприкасаемым) в индуистские храмы, куда раньше пускали только верующих из высших сословий.
Судьбы всех правителей Траванкора были неразрывно связаны с храмом Падманабхасвами. Ещё в 1750 году семья преподнесла божеству храма свою царскую корону. Этим они объявили, что божество является махараджей, а они лишь слугами Бога. Так же и последний правитель Траванкора всю жизнь служил божеству Падманабхасвами как его шебайт и проводил большое количество храмовых церемоний. Он продолжал управлять делами храма до своей смерти в 1991 году.
«А царь-то не настоящий!»
В 1991 году брат умершего неженатым и бездетным правителя — Утрадам Тирунал Марфанда Варма принял на себя титул наследника несуществующего трона Траванкора, а вместе с ним и право на управление храмом. Это вызвало недовольство среди верующих, которые обратились в суд, что привело к затянувшейся правовой войне.
Главный вопрос заключался в том, мог ли младший брат претендовать на звание «Правителя Траванкора» и, соответственно, на право шебайта божества храма Падманабхасвами. В 2013 году Утрадам Т. М. Варма скончался, а проблемы семьи перекочевали к его наследникам.
Как и их предки, современные члены королевской семьи — люди набожные и, вроде как, не алчные. И дело контроля над храмом для них вопрос более духовный, чем материальный. По крайней мере, это следует из их заявлений, таких как это:
Мы входим в храм босиком. Мы моем ноги, чтобы не унести из дома господа ни одной песчинки. Всё в храме принадлежит ему, даже песчинка.
Так вскроют ли тайную комнату?
Суд не стал отчуждать имущество храма в пользу государства или штата, но приказал провести ревизию храмовой отчетности за последние 25 лет. Кроме того, администрация храма должна возместить средства, потраченные на содержание храма правительством Кералы в период с 2012 по 2019 годы. Речь идёт о сумме около 110 миллионов индийских рупий (1,5 млн. USD).
Верховный суд подтвердил право шебайта для членов королевской семьи, но это не означает, что они могут делать с сокровищами храма всё, что им заблагорассудится. Суд распорядился для управления храмом Падманабхасвами создать два комитета: наблюдательный и консультативный.
В состав комитетов должны войти только индуисты, представляющие все заинтересованные стороны:
- окружной суд (председатель),
- штат Керала,
- центральное правительство Индии,
- королевскую семью Траванкора,
- священнослужителей храма.
Они и решат вопрос о вскрытии «хранилища B», загадочной комнаты в подземельях храма, которая осталась нетронутой из-за боязни древнего проклятья.
Дочитали до конца — поставьте лайк, пожалуйста!
Подписывайтесь, комментируйте, задавайте вопросы.
До скорых встреч!
Ваши Наташи.
По мотивам публикаций индийской прессы — indianexpress, theprint, thehindu.