Найти в Дзене
АвтоДвиж

С аэродинамикой кирпича... А в СССР вообще работали над обтекаемостью автомобилей?

Почему-то бытует мнение, что в СССР автомобили создавались «абы-как». Или их тупо срисовывали с иномарок, или просто ваяли то, что хочется, и чем проще, тем лучше. Между тем, советские конструкторы подходили к проектированию автомобилей с ничуть не меньшей тщательностью, чем их зарубежные коллеги. Причем, даже в таких вопросах как аэродинамика.

Довелось мне прочесть преинтереснейшую книжицу «Аэродинамика автомобиля», 1973 года издания. Из кучи полезной информации, которой напичкана книга, я решил поделиться данными о коэффициенте лобового сопротивления 13 автомобилей, проходивших испытания в СССР. Испытатели сначала рассчитывали примерное значение, а потом проверяли полученный результат на практике.

Объемное обтекание дымом ГАЗ-13 «Чайка» на дымовой установке ГСХИ
Объемное обтекание дымом ГАЗ-13 «Чайка» на дымовой установке ГСХИ

Лучше всех оказался Citroen DS-19, выпускавшийся с 1955 по 1975 годы. При расчетном сопротивлении 0,312, на эксперименте он показал значение 0,311 Сх.

Citroen DS-19
Citroen DS-19

На втором месте - SAAB-96, который производился с 1960 по 1980 год. Менее обтекаемый, он показал 0,341 и 0,358 Сх соответственно. Обманули внешние обводы испытателей…

SAAB 96
SAAB 96

Как ни странно, неплох оказался довольно громоздкий «американец» Oldsmobil Tornado. Спортивное купе первого поколения производилось с 1965 по 1970 годы. Коэффициент сопротивления составил 0,377 и 0,380 Сх.

Oldsmobil Tornado
Oldsmobil Tornado

Jaguar Mk VII производился с 1951 по 1956 год, и к моменту проведения экспериментов был уже безнадежно устаревшим. Но, видимо, предварительные расчеты показали, что старичок не так уж и плох в плане аэродинамики. И он, кстати, не разочаровал – 0,407 и 0,390 Сх соответственно.

Jaguar Mk VII
Jaguar Mk VII

Универсал отечественного производства – ГАЗ-22 «Волга». Здоровенный «сарайчик», простоявший на конвейере с 1962 по 1970 год, показал сопротивление в 0,416 и 0,415 Сх.

ГАЗ-22 «Волга»
ГАЗ-22 «Волга»

Ford Galaxie попал на испытания в виде классического американского седана 1965 модельного года (выпускался до 1968-го). Казалось бы, какая тут аэродинамика, но… 0,416 и 0,415 Сх в итоге.

Ford Galaxie
Ford Galaxie

Зачем в довесок к модели Ford Galaxie испытатели занимались еще Ford Falcon второго поколения, производившегося всего два года (с 1964 по 1965), мне не совсем понятно. Тем не менее, работы были проведены, и коэффициенты лобового сопротивления получены – 0,450 и 0,419 Сх. К слову, это самый большой просчет в предположениях. Фактическая обтекаемость оказалась на 7,5% лучше расчетной.

Ford Falcon
Ford Falcon

Ford Mustang I в кузове купе. Выпускавшаяся с 1964 по 1973 годы модель, казалось, и не стремится к обтекаемым формам. Однако «легенда» показала 0,454 и 0,475 Сх. На фоне вышеупомянутых седанов и универсалов – отнюдь не феноменальные значения. Зато он был красив!

Ford Mustang
Ford Mustang

Похоже, слишком большие надежды испытатели возлагали на ГАЗ-24 «Волгу». Производившаяся с 1966 по 1986 год модель в 73-м была в самом расцвете сил, но… Вместо расчетного сопротивления в 0,455 Сх всего лишь 0,480 Сх…

ГАЗ-24 «Волга»
ГАЗ-24 «Волга»

Зато лично меня очень удивил Volkswagen 1200, гораздо более известный как «Жук». Милая, компактная мыльница на деле оказалась реально «с аэродинамикой кирпича», даже в сравнении с «Волгой». Хотя, в отличие от меня, наивного, испытатели не ошиблись, сразу установив ему сопротивление в 0,458 Сх. Хотя по факту оно и оказалось ниже – 0,445 Сх, но сути это не меняет. К слову, машина производилась с 1946 по 2003 год!

Volkswagen 1200
Volkswagen 1200

Универсал Москвич-423 производился с 1957 по 1963 год, и к моменту издания книги уже 10 лет как не выпускался. Тем не менее, в таблицу он попал, показав относительно неплохие результаты – 0,469 и 0,450 Cх.

Москвич-423
Москвич-423

Советский лимузин ГАЗ-13 «Чайка» находился в производстве с 1959 по 1981 год. И вот при его создании уж точно никто не ставил во главу угла аэродинамические показатели. Возможно, поэтому даже заведомо низкие расчетные показатели в 0,473 Сх по факту опустили до 0,502 Сх. Впрочем, кто за рулем «Чайки» переживал о ее обтекаемости? Никто!

ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка»

И в завершении - Jaguar Mk IV. Откровенная тень из прошлого, выпускавшаяся с 1945 по 1949 год. Полагаю, ее включили в перечень исследуемых моделей только с одной целью - показать, насколько точно по таким элементам, как отдельные большие фары (0,07 Сх), отдельные передние крылья (0,03 Сх) и тому подобное можно рассчитать увеличение коэффициента сопротивления. Итоговые данные – 0,580 и 0,577 Сх соответственно.

Jaguar Mk IV
Jaguar Mk IV

Авто
5,66 млн интересуются