Слова Христа о «неосуждении» очень часто понимаются превратно: они или выдаются за невозможный бред или служат оправданием к попустительству злу. Но на самом деле и то, и другое неправильно – давайте разберемся по евангельскому первоисточнику.
Вот цитата о неосуждении:
«Не судите, да не судимы будете;
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь.
Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7. 1-5).
На самом деле зло невозможно не осуждать. Вся Библия полна обличениями зла как такового, и Христос тоже это делает неоднократно. Но в том-то и дело, что Христос, осуждая зло, призывает не осуждать носителей зла и средств его исполнения – людей.
Обычный государственный суд делает как раз наоборот. Он осуждает именно людей, а средства, которыми они пользовались для его совершения, оставляет только в качестве вещественных доказательств. Никому же не придет в голову осудить пистолет или нож, которыми были совершены убийства.
Христианский суд тем и отличается, что он осуждает зло как таковое, а главные «средства» его совершения – людей – не подвергает осуждению. Люди – это всего лишь «средства» совершения зла, это те «пистолеты» и «ножи», которыми зло пользуется для своего осуществления. Поэтому они лишь его «вещественные доказательства», а осуждать и клеймить мы будем само зло.
Кто-то усомнится в правильности подобной судебной «инверсии», но здесь нужно отметить, что зло бесконечно сильнее и могущественнее человека, если он не защищен Божьей помощью, не имеет Бога в своей собственной души.
Зло действительно просто пользуется этими людьми как «пистолетами» и «ножами», и они не способны ему противостоять, даже при всем своем желании. Раз так – то чего ж их судить? Осуждать нужно само зло.
В словах Христа важны слова о применении твоего суда к тебе лично: как судишь, так и тебя будут судить, как меришь, так и тебе отмерят. Если ты осуждаешь зло в человеке, но не клеймишь негодяем его самого, то и к тебе отнесутся так же.
Попросту говоря: да, ты дерьмовенько поступил, что допустил в себя зло, не боролся с ним, а уступил ему, но это потому, что ты слаб и немощен, но всегда есть надежда, что с Божьей помощью ты с ним когда-нибудь справишься.
А вот если так: ты – негодяй, мерзавец и поддонок! Тебя надо осудить по полной как неисправимого преступника… Если так, то – увы! По отношению к себе ты услышишь то же: «Ты – негодяй, мерзавец и подонок!» со всеми вытекающими…
И наконец, важный психологический аспект, о котором говорит Христос. Мы потому так легко поддаемся соблазну осуждения других, что не видим себя со стороны. Наши глаза (и духовные тоже) – увы! – обращены наружу, поэтому мы легко замечаем «сучки» в глазах других людей, а «бревен» в своих собственных не замечаем.
А вот если мы сумеем посмотреть на себя со стороны, увидеть, а затем «вынуть» свои «бревна», происходит удивительная метаморфоза: мы не просто увидим «сучек» в глазе брата, но еще и поймем, КАК его вынуть.
Мы имеем опыт борьбы с собственными недостаками, поэтому можем сказать «брату»: да, я тоже был завистлив (жаден, похотлив, алчен, сребролюбив, ленив, гневлив, злоязычен…), знаешь, как я с этим справился?.. Попробуй, может, и тебе поможет…
Если мы действительно справились с собственными «бревнами», значит, имеем и моральное право и навык вынимать нечто подобное из чужих глаз.
И тогда у нас действительно есть шанс не быть лицемерами, по словам Христа, с «бревнами» в глазах, но лезущими вынимать чужие «сучки».