Многие из нас знают про легендарные реактивные боевые установки БМ-13, более известные в народе под названием "Катюша". Но не многие знают, что большинство БМ-13 было установлено именно на американские грузовики "Студебеккеры". Причина этому довольно банальна.
Многие из нас знают про легендарные реактивные боевые установки БМ-13, более известные в народе под названием "Катюша". Но не многие знают, что большинство БМ-13 было установлено именно на американские грузовики "Студебеккеры". Причина этому довольно банальна.
Советской армии в начале войны катастрофически не хватало грузовиков, в том числе и для реактивных установок. А московский автомобильный завод имени Сталина, на котором и собирали большую часть грузовиков (и конечно ЗИС-6), разделили на 4 площадки и эвакуировали в октябре 1941 года.
Пока на новых заводах пытались восстановить производство необычных трёхосных моделей, обстановка на фронте становилась все более угрожающей. Для установки "Катюш" перепробовали множество моделей. От обычных грузовиков, до танков и ж/д платформ. Но трёхосные модели оставались вне конкуренции.
"Студебеккеры" стали отличной альтернативой ЗИС-6, к тому же они были более мощные и "внедорожные". Проходимость у них была намного выше чем у ЗИС-6. И их можно было устанавливать в самых неожиданных местах, рядом с позициями противника. Однако далеко не все "Катюши" пересели на американцев. Общая доля составляла не более 55% от всех установок.
Но народную славу и гордость получили именно те БМ-13, которые были установлены на "Студебеккерах". Немцы боялись их как чумы.
Эти лихие грузовички даже принимали участие в параде Победы 24 июня 1945 года. Однако на всех памятниках, посвященных "Катюше" стоят все таки грузовики ЗИС-6. Почему так произошло?
Самый простой и банальный ответ, напрашивается сам собой. Чистая идеология. Нужно было что советский народ поскорее забыл об участии ленд-лизовских грузовиков в разгроме фашистов. Но это заблуждение. Правда еще более банальна.
Дело в том, что БМ-13 первой сборки начала войны, уцелели практически единицы. (И те, в основном служили для перевооружения или для запчастей). А американские грузовики"Студебеккеры" в советской армии использовали и после войны долгое время и не только для установки ракет. Пока, наконец, их не заменили их на отечественные.