Найти тему

Оценка результативности метода системных расстановок

Наконец-то после долгих месяцев ожидания могу поделиться результатами экспериментального исследования, которое я проводил год назад.  

Проблема экспериментального исследования была сформулирована так: Возможно ли с помощью метода системной расстановки повысить уровень субъективного благополучия?

Объект исследования: Уровень субъективного благополучия испытуемых.

База для проведения экспериментального исследования - Центр семейного консультирования «Ольвия» (г. Москва).

Группы испытуемых: В исследовании приняло участие 2 группы испытуемых: контрольная (КГ) 15 человек и экспериментальная (ЭГ) 29 человек.

Задачи экспериментального исследования:

  • Обосновать результативность метода системной расстановки как эффективного способа психотерапии, выявив изменения уровня субъективного благополучия у экспериментальной группы испытуемых.
  • Изучить субъективное благополучие испытуемых в двух группах (КГ и ЭГ) по методике «Шкала субъективного благополучия», по методике «Личностный дифференциал», по методике «САН (самочувствие, активность, настроение)» до и после проведения психокоррекционного воздействия (системных расстановок).

Теоретическая база исследования: понятие системно-феноменологического подхода (метода системной расстановки) в психотерапии (Б.Хеллингер, Г.Вебер, Н.Матвеева и др.), понятие субъективного благополучия. 

Ход исследования

  • Были сформированы две группы, на одну из которых в последующем было оказано воздействие, - экспериментальная группа; и контрольная группа, на членов которой психокоррекционное воздействие не оказывалось. Контрольная группа составила 15 человек и экспериментальная группа - 29 человек.
  • До эксперимента с помощью отобранных психодиагностических методик (САН, личностный дифференциал, шкала субъективного благополучия) было проведено тестирования испытуемых обоих групп. Данные первичного тестирования были занесены в таблицу.
  • Затем испытуемые экспериментальной группы были подвергнуты психокоррекционному воздействию (три индивидуальные расстановочные сессии для каждого участника с регулярностью 1 сессия в неделю).
  • Затем испытуемые обоих групп прошли повторное тестирования по психодиагностическим методикам (САН, личностный дифференциал, шкала субъективного благополучия). Интервал между двумя этапами тестирования составил 1 месяц.
  • Затем был проведен сравнительный анализ по всем тестируемым показателям и рассчитан критерий Стьюдента и произведена интерпретация полученных данных, и сделаны выводы.
-2

Результаты

В результате математическо-статистического анализа и интерпретации полученных данных можно говорить о следующих результатах экспериментального исследования:

Обосновать результативность метода системной расстановки как эффективного способа психотерапии, изменения уровня субъективного благополучия удалось частично.

Различия в выборках испытуемых экспериментальной и конрольной группы были таковы, что сравнивать их друг с другом оказалось некорректным. Поэтому стоит сосредоточиться на выявленных различиях в выборке экспериментальной группы до и после эксперимента. 

По методике «Шкала субъективного благополучия» в выборке испытуемых экспериментальной группы среднее значение уменьшилось с 62,3 до 56,3 (при двустороннем p = 0,10). Это свидетельствуют о повышении эмоционального благополучия испытуемых и усиление отрицании им серьезности психологических проблем. Выросли их самооценка, бодрость, оптимизм, общительность и уверенность в себе, способность эффективно действовать в условиях стресса, снизилась тревожность, подавленность и раздражительность.

Средние показатели по критерию Сила (методика «Личностный дифференциал») выросли с 3,8 до 7,1 (при двустороннем p = 0,056).  Это означает, что расстановки, влияют положительно на уверенность в себе, рост независимости от внешних обстоятельств, самоконтроля, способность рассчитывать на свои собственные силы, придерживать принятой линии поведения.

В выборке экспериментальной группы среднее значение по методике САН увеличилось с 133,4 до 146,7 (при двустороннем p =0,10).

  • По шкале самочувствие среднее значение увеличилось с 43,4 до 48,6 (при двустороннем p =0,10).
  • По шкале активность среднее значение увеличилось с 42,8 до 47,9 (при двустороннем p =0,07).
  • По шкале настроение методики САН статистически значимых изменений не зафиксировано. 

Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась. В результате психокоррекционного воздействия (трех расстановочных сессий в течение месяца) субъективное благополучие испытуемых экспериментальной группы улучшилось. 

Методическая проблема, которая была выявлена в ходе исследования, состоит в следующем: на момент до эксперимента испытуемые экспериментальной группы оказались значительно менее активными, чем испытуемые контрольной группы и их самочувствие было намного хуже.

Поэтому в ходе психокоррекционных воздействий (системных расстановок) показатели экспериментальной группы по методике САН несколько улучшились (самочувствие, активность, настроение), но не сравнялись с показателями контрольной группы.

Решением этой проблемы в будущем видится более тщательное формирование выборки, состава экспериментальной и контрольной групп (одинаковые условия участия, одинаковая мотивация и др.).   

***

Хочу выразить благодарность всем участникам исследования за доверие. Надеюсь будущие исследования будут еще более результативными. 

***
Приглашаю моих читателей в Дивноречье (Воронежская область).
Через неделю там начнется интенсивное обучение расстановкам. 

Подробности www.narasstanovki.ru

***

-3