Наконец-то после долгих месяцев ожидания могу поделиться результатами экспериментального исследования, которое я проводил год назад.
Проблема экспериментального исследования была сформулирована так: Возможно ли с помощью метода системной расстановки повысить уровень субъективного благополучия?
Объект исследования: Уровень субъективного благополучия испытуемых.
База для проведения экспериментального исследования - Центр семейного консультирования «Ольвия» (г. Москва).
Группы испытуемых: В исследовании приняло участие 2 группы испытуемых: контрольная (КГ) 15 человек и экспериментальная (ЭГ) 29 человек.
Задачи экспериментального исследования:
- Обосновать результативность метода системной расстановки как эффективного способа психотерапии, выявив изменения уровня субъективного благополучия у экспериментальной группы испытуемых.
- Изучить субъективное благополучие испытуемых в двух группах (КГ и ЭГ) по методике «Шкала субъективного благополучия», по методике «Личностный дифференциал», по методике «САН (самочувствие, активность, настроение)» до и после проведения психокоррекционного воздействия (системных расстановок).
Теоретическая база исследования: понятие системно-феноменологического подхода (метода системной расстановки) в психотерапии (Б.Хеллингер, Г.Вебер, Н.Матвеева и др.), понятие субъективного благополучия.
Ход исследования
- Были сформированы две группы, на одну из которых в последующем было оказано воздействие, - экспериментальная группа; и контрольная группа, на членов которой психокоррекционное воздействие не оказывалось. Контрольная группа составила 15 человек и экспериментальная группа - 29 человек.
- До эксперимента с помощью отобранных психодиагностических методик (САН, личностный дифференциал, шкала субъективного благополучия) было проведено тестирования испытуемых обоих групп. Данные первичного тестирования были занесены в таблицу.
- Затем испытуемые экспериментальной группы были подвергнуты психокоррекционному воздействию (три индивидуальные расстановочные сессии для каждого участника с регулярностью 1 сессия в неделю).
- Затем испытуемые обоих групп прошли повторное тестирования по психодиагностическим методикам (САН, личностный дифференциал, шкала субъективного благополучия). Интервал между двумя этапами тестирования составил 1 месяц.
- Затем был проведен сравнительный анализ по всем тестируемым показателям и рассчитан критерий Стьюдента и произведена интерпретация полученных данных, и сделаны выводы.
Результаты
В результате математическо-статистического анализа и интерпретации полученных данных можно говорить о следующих результатах экспериментального исследования:
Обосновать результативность метода системной расстановки как эффективного способа психотерапии, изменения уровня субъективного благополучия удалось частично.
Различия в выборках испытуемых экспериментальной и конрольной группы были таковы, что сравнивать их друг с другом оказалось некорректным. Поэтому стоит сосредоточиться на выявленных различиях в выборке экспериментальной группы до и после эксперимента.
По методике «Шкала субъективного благополучия» в выборке испытуемых экспериментальной группы среднее значение уменьшилось с 62,3 до 56,3 (при двустороннем p = 0,10). Это свидетельствуют о повышении эмоционального благополучия испытуемых и усиление отрицании им серьезности психологических проблем. Выросли их самооценка, бодрость, оптимизм, общительность и уверенность в себе, способность эффективно действовать в условиях стресса, снизилась тревожность, подавленность и раздражительность.
Средние показатели по критерию Сила (методика «Личностный дифференциал») выросли с 3,8 до 7,1 (при двустороннем p = 0,056). Это означает, что расстановки, влияют положительно на уверенность в себе, рост независимости от внешних обстоятельств, самоконтроля, способность рассчитывать на свои собственные силы, придерживать принятой линии поведения.
В выборке экспериментальной группы среднее значение по методике САН увеличилось с 133,4 до 146,7 (при двустороннем p =0,10).
- По шкале самочувствие среднее значение увеличилось с 43,4 до 48,6 (при двустороннем p =0,10).
- По шкале активность среднее значение увеличилось с 42,8 до 47,9 (при двустороннем p =0,07).
- По шкале настроение методики САН статистически значимых изменений не зафиксировано.
Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась. В результате психокоррекционного воздействия (трех расстановочных сессий в течение месяца) субъективное благополучие испытуемых экспериментальной группы улучшилось.
Методическая проблема, которая была выявлена в ходе исследования, состоит в следующем: на момент до эксперимента испытуемые экспериментальной группы оказались значительно менее активными, чем испытуемые контрольной группы и их самочувствие было намного хуже.
Поэтому в ходе психокоррекционных воздействий (системных расстановок) показатели экспериментальной группы по методике САН несколько улучшились (самочувствие, активность, настроение), но не сравнялись с показателями контрольной группы.
Решением этой проблемы в будущем видится более тщательное формирование выборки, состава экспериментальной и контрольной групп (одинаковые условия участия, одинаковая мотивация и др.).
***
Хочу выразить благодарность всем участникам исследования за доверие. Надеюсь будущие исследования будут еще более результативными.
***
Приглашаю моих читателей в Дивноречье (Воронежская область).
Через неделю там начнется интенсивное обучение расстановкам.
Подробности www.narasstanovki.ru
***