С точным соблюдением рецептуры, а уж, тем более, по ГОСТам я не готовлю никогда! Но этот случай - исключительный, ради "Свердловского" кекса я расчехлю свои кухонные весы.
Не только потому, что это легендарный бренд советского времени. А потому, что Свердловск мой родной город, и я прекрасно помню этот кекс, лучший из кексов. Он стоит того, чтобы воспроизвести его рецепт с тщанием и уважением.
Тем более, что, как все гениальное, он прост и ясен.
В комментариях я дам ссылку на публикацию, откуда взяла этот рецепт - там можно почитать и об истории его создания и даже об авторах.
А пока приступим. Первым делом достанем из холодильника масло - оно должно согреться и размягчиться.
Отмерим сахар. Моя кружка равна по объему классическому тонкому 250-мл-стакану - для тех, кто, как и я, не любит пользоваться весами, это чуть меньше половины стакана.
Размягченное масло отправим взбиваться с сахаром, и в этот же момент добавим ваниль.
Теперь отмерим сгущенку.
Попутно поделюсь осторожной рекомендацией - в наш век подделок Рогачевская сгущенка подводила меня на порядок реже всех других марок. Хотя пару раз тоже было. Я почему-то особенно не доверяю сгущенке в мягкой упаковке, предпочитаю покупать классическую банку. На этот раз Рогачевская была в магазине только в мягкой, рискнула - и она оказалась отличной.
Масло с сахаром должно взбиться до кремообразного состояния.
Когда это произошло, добавляем сгущенку и продолжаем взбивать, пока все снова не объединится в кремообразную массу.
Тогда добавляем яйцо. Взбиваем.
Один из секретов этого теста - именно пошаговое добавление ингредиентов с тщательным взбиванием каждого. Когда масса хорошенько взбилась с первым яйцом, не раньше ...
... добавляем второе.
Снова взбиваем, наблюдая, как масса становится все более воздушной. И тут я позволяю себе небольшое отступление от ГОСТа - видите, там указаны два крупных яйца.
Мне на этот раз яйца попались конкретно мелкие. Поэтому я добавила третье.
Итак, все яйца хорошенько взбились с маслом.
Значит, наступает время муки. Для ориентира нужное нам количество муки будет составлять чуть больше стандартного стакана - если один совсем полный, то во втором еще чуть-чуть, или в каждом чуть больше половины.
Раз уж взялись соблюдать ГОСТ, то отвесим и изюм - разумеется, без косточек и хорошенько промытый - хотя взвешивать изюм, это уж совсем как-то наивно.
Прежде чем отправлять муку в тесто, важно не забыть буквально горсточку ее бросить в миску с изюмом.
Миску нужно потрясти, чтобы мука равномерно распределилась по изюму - это поможет затем изюму правильно интегрироваться в тесто.
Теперь начнем добавлять в тесто муку. Но не стоит бахать весь объем муки сразу! Делаем это порционно, одновременно с первой порцией всыпав пакетик разрыхлителя.
Еще одно мое отступление от канонического рецепта - вместо десертного вина, которого у меня в хозяйстве на тот момент не оказалось, я позволила себе взять лимонный ликер. Сразу скажу, эта идея себя в результате полностью оправдала!
Алкоголь, какой бы он у нас ни был, добавим, когда примерно половина всего количества муки уже замешана.
И тогда уже доведем тесто до идеальной, кремово-пышной, гладкой, очень мягкой, на грани текучести консистенции, добавив последнюю порцию муки.
И ни в коем случае не пробуйте тесто в этот момент! Оно такое вкусное, что вам захочется съесть его прямо так, без выпечки.
И вот почему нужно было добавлять муку не всю сразу, а порционно! ГОСТ ГОСТом, а мука все-таки субстанция живая, у нее может быть разная влажность, другие разные свойства - возможно, для идеальной консистенции ее понадобится чуточку больше или меньше.
У меня, например, не вся мука использовалась из отмеренной, вот столько осталось.
Осталось вмешать в тесто изюм.
В свое время специально для Свердловского кекса были сделаны ромбовидные формы, благодаря чему он сразу визуально отличался от всех других кексов на витрине, не ошибешься.
У меня, конечно, специальной ромбовидной формы нет. Но вот эта дурацкая силиконовая, которую я, вообще-то, не люблю, раз в жизни пригодилась - с ее помощью можно сымитировать некоторый намек на классическую ромбовидность.
В полном соответствии с рецептом выставляем духовку на 170 градусов и через час достаем наш готовый кекс.
Видите, дурацкая силиконовая форма распирается под весом теста, что бесит. Но в этом исключительном случае именно это и обеспечивает намек на нужную нам ромбовидность.
Сироп я специально не варила, использовала тот, что у меня всегда остается от апельсиновых цукатов.
Мой сироп чуть более жидкий, чем тот, что описывается в рецепте, он впитался в горячий кекс и вряд ли образовал бы на его поверхности классическую сахарную корочку.
Поэтому я засыпала все сахарной пудрой, что мне кажется применительно к кексу не менее уместным, чем сахарная корочка.
Теперь нужно собрать волю в кулак и не трогать кекс до полного окончательного остывания. Честно говоря, лучше вообще печь его накануне, чтобы дать ему не только остыть, но и созреть - до своей классической правильной структуры он дойдет только назавтра.
И вот тогда уж, назавтра, остывший и уплотнившийся кекс можно резать.
Если вы помните лучшие образцы кексов советского времени... если в новейшие времена вам случалось купить нечто, на вид очень похожее на тот старосоветский кекс, и жестоко разочароваться, обнаружив, что это типичное не то и по вкусу, и, главное, по той особенной специфической кексовой консистенции...
Вы как будто слетаете на машине времени за тем трушным, настоящим, классическим, идеальным.
Не позволим отнять у себя наше культурное наследие! Достойной частью которого является, без сомнения, "Свердловский" - лучший из советских кексов, да простится мне этот уральский патриотизм. ))))))))))))
И познакомим с нашим наследием младшие поколения, уже не заставшие те времена, когда этот кекс лежал на полке каждой свердловской булочной.
Оно того стоит! )
#курочка и дурочка
ССЫЛКИ НА ВСЕ РЕЦЕПТЫ КАНАЛА (обновляются постоянно)