Найти тему
Гараж Автоклассика

Старичок до сих пор в строю. Самосвал ГАЗ-93

На днях в одном из автопабликов Вконтакте попалось мне на глаза любопытное фото. Советские грузовички – старички, которые исправно работают до сих пор, судя по номерам, где-то в Крыму. Я обратил внимание на ГАЗ-52 и ГАЗ-51. Но приглядевшись к последнему, понял, что это не совсем «полстапервый».

ГАЗ-93, основательно уже позабытый самосвал на базе ГАЗ-51, единственный раз такую машину вживую я видел в середине 90-х. Она догнивала у одного из дворов частного сектора, судя по вросшим в землю колёсам, стояла там уже не первый десяток лет.

ГАЗ-93
ГАЗ-93

А ведь в своё время эти самосвалы были такими же распространенными, как и обычный бортовой «газончик». Изначально самосвалы шли с квадратным металлическим кузовом - самосвалом. Горьковский автозавод выпускал укороченное шасси ГАЗ-51Д, кузов был разработан на заводе Уральском автозаводе, механизмы подъема кузова – в Одессе, где и происходила финальная сборка.

ГАЗ-51 самых ранних выпусков, с деревянно-металлической кабиной.
ГАЗ-51 самых ранних выпусков, с деревянно-металлической кабиной.

Вскоре после начала производства, в начале 1950-х, выяснилась одна проблема. От кузова объемом 1.6 м3 на стройках пользы было мало, а на полях до верха груженый кузов не выбирал, порой, и половину запаса по грузоподъемности. Вскоре был создан деревянно-металлический кузов увеличенного объема, со складной брезентовой крышей, получивший индекс ГАЗ-93Д.

Хорошо отреставрированный ГАЗ-93Б
Хорошо отреставрированный ГАЗ-93Б

Этот самосвал в основном шел на нужды сельского хозяйства, поскольку его грузоподъемность была небольшой, до 2.5 тонн, а объем кузова около 3 м3. Стройматериалы на них, конечно, тоже возили, но больше всего он подходил для перевозки зерна, овощей и прочей сельхозпродукции.

ГАЗ-93 Б с краснодарскими номерами.
ГАЗ-93 Б с краснодарскими номерами.

Деревянная конструкция не была долговечной, более затратной в производстве, хлопотной из-за нестабильного качества леса, который поставляли на завод. В 1956 году появляется цельнометаллический кузов объемом 3.2 м3, с которым самосвал и выпускали в дальнейшем, аж до 1976 года, только уже не в Одессе, а в Саранске.

Одесских деревянных самосвалов в оригинальном виде уцелело немного, в основном их «модернизировали» силами авторемонтных баз, просто обшивая металлическим листом. Саранские исправно трудились до 90-х, а отдельные экземпляры, как этот, крымский, как видим, до сих пор в строю.

-7

Пока писал этот пост, вот о чем задумался. Эти старые машины, выпущенные более полувека назад, при должном (несложном) уходе ползают до сих пор. А те, что выпускают сегодня, смогут ли ездить в 2070 году, например. Скажу честно – сомневаюсь.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru