В моей статье об отношении к больным с психическими заболеваниями читательница С. задала вопрос о панических атаках и их лечении.
Сегодня постараюсь кратко ответить на ее вопрос, опираясь в основном на личный опыт. Такой подход, конечно, суживает горизонт обсуждения темы, но зато всегда конкретен и зачастую более полезен читателям.
Итак, что же мы называем паническими атаками? Это явно не просто испуг. Потому что свойство человека пугаться - эволюционно полезное, иначе мы бы постоянно влетали во что-то неприятное. Другими словами, патологически бесстрашные люди (такое тоже бывает) долго не живут.
Основных отличий ПА от "обоснованного" испуга - два: в степени (силе) испуга и его "ожиданности".
Начнем со второго пункта. Вы идете на экзамен и тревожитесь? Это норма. Обнаружили что-то неприятное в распечатке анализа и ждете разъяснений врача - тревога тоже естественна и нормальна. Впрочем, и при обоснованном испуге и тревоге, если он вообще не контролируем, то это плохо, этим тоже надо заниматься.
И, тем не менее, обычно мы говорим про панические атаки, если они происходят "без предупреждения": либо вообще "ни с того, ни с сего", либо по совсем уж мало обоснованным поводам. Например, человек зашел в метро, и ему кажется, что вот-вот на него упадут своды станции. Умом он вроде понимает, что это не так. Но не сердцем, которое колотится, как бешеное. Пот выступает, голова кружится, руки трясутся. То есть, причина испуга выдуманная, а все соматические признаки налицо, вплоть до обморока и сердечного приступа.
Кстати (некстати, на самом деле), такая неприятная соматизация ведет к усилению "рефлекса": в следующий раз страшно начнет становиться уже на подходе к станции, а потом - даже в мыслях о поездке в метро.
У меня были доверители, которые до лечения постепенно вообще перестали выходить из дома (начиналось с боязни замкнутого пространства - лифт, небольшие затемненные помещения и т. д.). То есть, несмотря на "надуманность" причин панических атак, при отсутствии адекватной терапии такое расстройство вполне может привести к инвалидизации.
Вот мы и подошли к первому промежуточному выводу. Панические атаки - это извращенный и гиперболизированный вариант нормального здравого испуга и тревоги.
Я лично познакомился с ПА в раннем возрасте. В 6 лет в душном магазине упал в обморок. Мама на руках вынесла меня на свежий воздух, все вроде прошло. Однако потом, боясь повторения (да и родители опасались), ощущал дурноту во всех схожих ситуациях. Старался не бывать в местах, наполненных людьми. Советы окружающих - дыши глубже, возьми себя в руки - не помогали.
(Имейте в виду, что глубокое частое дыхание в таких случаях лишь усугубляет положение из-за гипероксигенации. А насчет "возьми себя в руки" я даже заметку написал, про две запретных фразы).
В подростковом возрасте такое положение ужасно. А я всегда увлекался психологией и мечтал о карьере психиатра. Решил лечить сам себя методом экспозиции. Приходил в "опасное" место, садился на стул или в кресло. Чтобы падать было некуда. Вот теперь пусть становится дурно. Пару раз становилось, но падать действительно было некуда. Через полгода "тренировок" страха наполненных людьми душных мест не осталось.
К сожалению, в большинстве случаев с паническими атаками так легко не разделаться. Да еще и без помощи специалиста. Давайте также отделим "случайные ПА" от панического расстройства, когда атаки могут следовать и по несколько раз в день, превращая жизнь в ад.
Но есть и хорошие новости. На панические атаки и даже паническое расстройство есть управа.
Теперь посмотрим, что же у нас в ЦНС отвечает за тревогу и испуг. Если максимально упрощенно - то симпатическая система и ее нейромедиатор норадреналин. "Тормозит" же - парасимпатика (ацетилхолин), а также известные большинству серотонин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК, GABA).
Уйдем от химии, тем более, столь бессовестно упрощенной, к реальной жизни.
Так кто же в основном страдает от панических атак? Как мы уже поняли, те, чья тревожность "работает неправильно". В их ЦНС по каким-то причинам (органическим, характерологическим, из-за перенесенного острого стресса (посттравматическое стрессовое расстройство) и т.д.) "норадреналиновый шторм" возникает необоснованно и слишком сильно.
Дальше - хуже. Норадреналин в синаптических щелях нейронной цепи действует минуты. Если же стресс вовремя не прекращается, то в дело включается адреналин, вырабатываемый корой надпочечников. Это - надолго. И тогда мы испытываем длительный стресс, который вполне способен приводить к серьезным соматическим нарушениям. Ниже - кривая теста СМИЛ, которую я в другом виде уже приводил в статье "Два взгляда на один невроз"
В упомянутой статье, с тяжелыми паническими атаками Кристины Ш. (и ее невротическим расстройством) удалось справиться в основном за считанные месяцы, а полностью за полтора года, причем мы работали без медикаментов. Кстати, характерологические особенности девушки полностью сохранились, просто перестали портить ей жизнь. Советую статью посмотреть, поскольку Кристина (ныне заканчивающая обучение на клинического психолога) сама, и очень откровенно, пишет о своих ощущениях до и в ходе терапии, это важно для всех, кто страдает от похожих проблем.
Итак, как же лечатся панические атаки и паническое расстройство?
Если говорить о психотропах, то здесь психиатрами в основном используются препараты, корректирующие серотонинергическую и ГАМКергическую системы, т.е. антидепрессанты (см. например, мою статью) и транквилизаторы (анксиолитики, о них еще буду писать). Снова предупреждаю: НИКАКОГО САМОЛЕЧЕНИЯ ПСИХОТРОПАМИ!!! Слишком опасно.
Я же использую методы когнитивной-поведенческой терапии и подходы гуманистической психологии. По данным корректных мета-анализов это часто дает результаты не хуже, чем при применении психотропных препаратов. Тем не менее, при очень тяжелых состояниях без психофармакологии не обойтись. В этом случае пациента ведут совместно психиатр и психолог.
Общий же итог сказанному следующий:
1. Панические атаки, и тем более, паническое расстройство - отвратительное состояние, мешающее (иногда - вообще не дающее) жить людям человеческой жизнью.
2. Панические атаки и тревожные расстройства ныне вполне успешно лечатся, для чего существуют как психофармакологические методы, так и психотерапевтические.
3. Волшебной таблетки или психотерапевтического приема нет и, скорее всего, никогда не будет. Настраивайтесь на серьезную работу. Зато успех вернет утерянную было радость бытия.
Кому интересна наша тематика - подписывайтесь, ставьте лайки, задавайте вопросы. Так канал станет доступен бОльшему количеству людей. А интересующимся буду отвечать либо в комментарии, либо в личную почту. И да, дискуссии приветствуются.