Пожалуй сложнейшая и важнейшая тема, которую я попытаюсь очень кратко раскрыть и к которой наврядли прикоснулся, не пообщавшись с моими подписчиками.
Для понимания проблематики есть смысл заглянуть в историю России 150-тилетней давности. Совсем недавно русские крестьяне [90% населения] были освобождены от рабства, получили земельные наделы и гражданские свободы. Община, бывшая законодателем экономических и, главное, человеческих отношений, рухнула. Каждый стал сам по себе и каждый сам за себя. Семьи огромные - 10, а то и больше человек. Прокормить трудно, а ведь хочется ещё и ЕЩЁ хоть что-то. На селе резко возникает экономическое неравенство, ведь одни крестьяне получили более плодородные земли, другие похуже, да и физические и умственные возможности разные. Происходит естественное отчуждение, а попросту говоря - зависть. Помимо этого дворяне не очень-то хотят делиться землёй - "а зачем?" Земля - это доходы, это деньги... Бывшие крестьяне массово бегут в города, а что они умеют? То же, что наши среднеазиатские братья - условно говоря "копать и не копать". Работают за гроши на тяжёлых работах.
Тут мне могут сказать - "ну что ты историю пересказываешь? Всё давно известно". Да, известно, но давайте добавим в историю тему эмпатии.
Так вот, в России, да и не только, начинают создаваться благотворительные общества. Люди, имеющие достаток, помогают другим людям, достатка не имеющих, т.е. ставят СЕБЯ на ИХ место и это нормально. Конечно, такие "богадельни" не могут охватить всё страждущее население. Экономическое и социальное расслоение нарастает, первая мировая война, революция и, в сухом остатке, почти полная ликвидация духовенства, и это происходит в стране, где 90 % населения почитает Евангелие.
О чём это говорит - не было у русского мужика глубинного понимания учения Иисуса Христа, ведь вторая главнейшая заповедь - "возлюби ближнего своего, как самого себя" - давно уже игнорировалась ВСЕМ русским обществом с низу доверху. Это также говорит о том, что эмпатия в обществе была практически на нуле.
Пришли большевики - какая уж тут эмпатия. Вся жизнь - борьба. Борьба за то, чтобы выжить, тут не то, что до эмпатии, тут соседа чекистам сдашь, чтобы его комнату получить[условный пример]. Репрессии ушли, а генетическая память осталась, недаром так много пословиц типа
"Хочешь жить - умей вертеться"
"Не украдёшь - не проживёшь"
"Человек человеку - волк" и т.д.
В это время [после ВОВ] в западных обществах начинается расцвет благотворительности - многие люди поняли, что в могилу богатства не заберёшь - это во-первых, а во-вторых, это стало престижно и модно, и, главное, для многих благотворителей соответствовало их внутреннему состоянию, было потребностью души. Люди реально проявляли эмпатию к другим людям.
У нас было что-то подобное? Нет! До сих пор нет!
Посмотрите на дома престарелых, инвалидов, детские дома - убогость и равнодушие общества, зато в каких прекрасных помещениях располагаются всякие разные Администрации, начиная с президентской.
У нас, богатейшей стране мира, на операции детям деньги собирают всем миром. Может где-то есть, но я не видел и не слышал ни об одном доме для престарелых или инвалидов, который бы содержал один из десятков российских долларовых миллиардеров, о рублёвых я вообще не говорю.
Нет, эмпатия, конечно есть и в российском обществе, но она не культивируется, не поощряется, а в СМИ этой темы вообще нет. Действительно, не будут же Соловьёв и Д. Киселёв ставить себя на место украинцев, согнанных со своих мест в ДНР и ЛНР, представителей сексуальных и политических меньшинств, на место многих граждан России, слушающих их [других-то и нет] весьма субъективные[это самое мягкое определение] высказывания, а потом заглядывающих с удивлением в полупустой холодильник - "если всё ТАК прекрасно, почему говядина по 500р/кг и я не могу её купить с моей "средней зарплатой" в 17000 руб?"
"Холодильник победит телевизор..." Нет, не знаю, не уверен.
Эмпатия точно победит.
Наше общество станет чище и добрее, если каждый из нас хоть на минуту представит себя на месте другого человека и постарается его понять, а если этот человек страдает, то сумеет воспринять его боль и помочь ему.