В инструкции по эксплуатации многих современных автомобилей (и даже отечественных) в графе «Марка бензина» указан АИ-95. Однако, вопреки рекомендациям автопроизводителей, владельцы авто предпочитают заправляться АИ-92, справедливо полагая, что, пусть более плохое по качеству, но гораздо более дешевое топливо не сильно скажется на двигателе. Ведь недаром интернет пестрит разоблачительными видео, где бензин с разных автозаправок анализируется на октановое число – к большому сожалению, оно неизменно оказывается гораздо ниже заявленного.
Но в действительности эта двузначная цифра не означает качество топлива. На самом деле, АИ-92 и АИ-95 – это два разных вида бензина, и АИ-76 может на поверку оказаться гораздо более лучшим по своим характеристикам. Но ведь никто не заправляет им своего железного коня, не так ли?
Обычный бензиновый двигатель состоит из нескольких цилиндров, которые можно представить себе в виде перевернутых стаканов, внутри которых вверх-вниз ходит поршень. Когда он внизу, в цилиндр поступает смесь из топлива и воздуха (без него не будет горения), затем поршень идет вверх, расстояние от него до «днища» стакана сокращается, вместе с этим повышается температура смеси.
Когда поршень доходит до самой верхней точки, то смесь поджигается и сгорает, выделяя тепло. Именно это тепло и толкает поршень опять вниз, он передает свое движение валу, а он – колесам. Продукты горения при этом удаляются через специальный клапан и цикл повторяется вновь.
Проблема первых бензиновых двигателей была в том, что бензин «не дожидался», пока поршень дойдет до верха, он взрывался раньше. В итоге эффективность двигателя снижалась (чем меньше пути пройдет поршень, тем меньше он будет крутить коленвал и колеса автомобиля), да и выходил он из строя при таком режиме работы гораздо быстрее.
Чтобы повысить стойкость топлива к детонации (то есть его взрывоустойчивость), в бензин начали добавлять специальные присадки. Это позволило уменьшить размеры двигателя и его вес и существенно повысить коэффициент полезного действия. Но как измерить детонационную устойчивость? Для этого придумали своеобразную «линейку» - эталонное вещество, по которому и определяли, насколько бензин невосприимчив к повышению температуры. Это смесь изооктана и гептана. Если бензин настолько же устойчив к детонации, как смесь из 92 частей изооктана и 8 частей гептана, то перед нами топливо с октановым числом «92» и так далее. С помощью специальных присадок можно повысить октановое число бензина до 100 и выше, но при таком раскладе сами присадки уже начинают негативно влиять на двигатель: нагар на свечах, агрессивное воздействие на уплотнения, повышенный износ и тому подобное.
Теперь понятно, что будет, если в двигатель, предназначенный для бензина 92-ой марки, залить, к примеру, 88: появится характерный стук от микровзрывов, снизится эффективность его работы, а в перспективе – он просто сломается.
Измерить октановое число можно только на специальном стенде, на котором установлен одноцилиндровый мотор и куча измерительного оборудования – по-другому не получится. Поэтому-то марка бензина называется «АИ»: «Автомобильный бензин, октановое число которого определено по Исследовательскому методу».
На стенде проверка топлива проводится в двух режимах: в мягких условиях – «исследовательское октановое число» и в более приближенных к реальности – «моторное октановое число». Последнее будет несколько ниже, например, у АИ-92 оно 83,5 На американских заправках марка бензина представляется как среднее арифметическое этих двух способов, и местный бензин 87 марки соответствует нашему 92-му.
Получается, что определить октановое число бензина с помощью какого-либо хитроумного прибора прямо на заправке не получится – с этой задачей может справиться только специализированная исследовательская лаборатория.
Современные автомобили «заточены» под АИ-95, и использование марки с более низким октановым числом ведёт к повышенному износу двигателя, хотя по сути они оба могут быть, что называется, отменного качества.