Найти тему
Дневник оптимиста

Как на самосвале ГАЗ-53 «раму винтом загнули»?

Случай, о котором пойдет речь, фактически произошёл с одним из советских практикантов, работавшем водителем на самосвале саранского производства ГАЗ-САЗ-53Б при разгрузке зерна на току. К счастью, люди не пострадали. Досталось только автомобилю.

В те времена прохождение практики на работающем предприятии было делом обычным, Предприятия брали на работу практикантов, обеспечивая своим работникам отпуск в летнее время. В то лето в «Транссельхозтехнике» было несколько практикантов из техникумов и институтов. Некоторые работали слесарями, другие — водителями.

Так комбайн загружал грузовик зерном. При достаточной квалификации комбайнёра и водителя - это происходило "на ходу". Источник:  https://sun9-55.userapi.com/c850636/v850636461/13d741/8Q1PA8Zw7Q0.jpg
Так комбайн загружал грузовик зерном. При достаточной квалификации комбайнёра и водителя - это происходило "на ходу". Источник: https://sun9-55.userapi.com/c850636/v850636461/13d741/8Q1PA8Zw7Q0.jpg

Студент института, назовём его Аркадий, был водителем самосвала перевозившего зерно с поля, от комбайна, на ток, где производили его сушку и готовили к передаче на элеватор. Работа на уборке зерна считалась престижной на селе, так как, несмотря на интенсивный, почти круглосуточный, труд, заработки здесь в разы превышали оплату труда в остальных сельхозработах.

Водители работали по графику работы комбайнёров, а те прекращали работу только в случае дождя или появления предрассветной (в течение нескольких часов перед восходом солнца) росы, ухудшающей обмолот. Тогда процесс прекращался и начинался всеобщий сон. Понятно, что при такой работе человек работает «на автопилоте» и «в запарке» может совершать ошибки.

При росе ночью не косили. Источник: http://ростовбизнес.рф/public/uploads/news/sseries_combines2_large_compressed3.jpg
При росе ночью не косили. Источник: http://ростовбизнес.рф/public/uploads/news/sseries_combines2_large_compressed3.jpg

Так случилось с Аркадием. Он работал вторую неделю в таком ритме. Несмотря на молодой возраст, усталость дала о себе знать около полуночи. Рассказ с его слов. Как обычно, загрузился «под завязку». Взвешивание перед разгрузкой было обязательным, на весах зафиксировали 5353 кг зерна. Запомнил потому, что дважды повторился номер модели автомобиля.

Погнал на ток, благо расстояние не превышало одного километра. Ток — это асфальтированная площадка в виде дороги с уклонами к краям для стока дождевой воды. Уклон на первый взгляд не значительный, но сыграл злую шутку со студентом. Обычно он заезжал поперёк тока, по уклону и разгружался на бок. В этот раз под разгрузку уже заехала машина, нужно было подождать несколько минут, чтобы освободилось место.

В те времена наиболее распространённой была естественная сушка зерна. Его периодически пересыпали с одного места на другое. За несколько солнечных дней достигали нужного результата. Источник: https://riapo.ru/upload/0penza/koroleva/30/зерно.jpg
В те времена наиболее распространённой была естественная сушка зерна. Его периодически пересыпали с одного места на другое. За несколько солнечных дней достигали нужного результата. Источник: https://riapo.ru/upload/0penza/koroleva/30/зерно.jpg

Аркадий хотел ещё заскочить в столовую, «заморить червячка», поэтому ждать не стал. Заехал поперёк уклона, сзади стоявшей машины, чтобы разгрузить зерно назад, благо самосвал на три стороны «валит». Вытащил передние пальцы, фиксирующие платформу в транспортном положении. Прыгнул в кабину и включил «подъём».

Не успела передняя часть платформы подняться на уровень верха кабины, как её повело в сторону, и машина стала крениться на бок, поднимая левую сторону. Дверь кабины была открыта, Аркадий инстинктивно встал на подножку, как бы желая уравновесить крен, но нужно было уже выпрыгивать из кабины, чтобы машина не увлекла за собой.

Для перевозки зерна борта самосвала надставляли досками, поэтому и входило 5 тонн. Источник: http://fototruck.ru/photo/00/19/93/19931.jpg
Для перевозки зерна борта самосвала надставляли досками, поэтому и входило 5 тонн. Источник: http://fototruck.ru/photo/00/19/93/19931.jpg

Каким-то чудом успел вытащить ключ из замка зажигания, и выскочил, когда машина стояла на колёсах правой стороны. Самосвал рухнул на бок, зерно высыпалось, сбежался народ, спрашивая, что случилось, одновременно объясняя друг другу ситуацию. Парень стоял обескураженный от инцидента, спровоцированного своими руками. Для выражения своих чувств цензурных слов в его лексиконе не нашлось.

Сложность ситуации состояла ещё в том, что автомобиль был новый, а его водитель, которого заменил Аркадий на уборке, был его соседом. Фактически он попросил студента поработать за него в связи с необходимостью строительства дома. Срок со строителями был оговорен заранее и практикант «подвернулся» кстати. Я думаю, Вы понимаете состояние Аркадия в связи с этим.

По словам Аркадия примерно такого подъёма на уклоне оказалось достаточно, чтобы опрокинуть самосвал на бок. Источник: http://img03.platesmania.com/190731/o/13242142.jpg
По словам Аркадия примерно такого подъёма на уклоне оказалось достаточно, чтобы опрокинуть самосвал на бок. Источник: http://img03.platesmania.com/190731/o/13242142.jpg

Машину поставили на колёса краном, когда утром пришёл на работу крановщик. Платформу предварительно отсоединили. Картина оказалась неприглядной: измято правое крыло и и кронштейн зеркала, но самое главное — левая вилка задней опоры платформы сантиметров на 20 «стояла» выше правой. Платформа «не садится» на своё штатное место из-за перекоса рамы.

Зафиксировать её на четыре пальца смогли, пригрузив лежавшими невдалеке фундаментными блоками. Аркадий отправился в гараж. С крылом и кронштейном ему помогли справиться гаражные специалисты. Но что делать с рамой в сельских условиях? Судили, рядили и решили, что придётся автомобиль дальше эксплуатировать в таком виде. Фундаментные блоки слегка уменьшили перекос, поэтому надеялись, что со временем рама «встанет на место».

Увидел это фото в интернете и вспомнил случай с Аркадием. Возможно у этой машины тоже с рамой не порядок (левая сторона платформы выше правой). Источник: http://img03.platesmania.com/170501/o/9779261.jpg
Увидел это фото в интернете и вспомнил случай с Аркадием. Возможно у этой машины тоже с рамой не порядок (левая сторона платформы выше правой). Источник: http://img03.platesmania.com/170501/o/9779261.jpg

Студенту удалось уговорить соседа не держать на него зла. По-соседски иначе нельзя. А вот ездить на автомобиле с перекошенной рамой соседу Аркадия пришлось до списания автомобиля. Разгружался самосвал теперь только на левую сторону.

Самосвалы с трёхсторонней разгрузкой при заднем «свале» рекомендовалось инструкцией разгружать на горизонтальной площадке. Подобная история с самосвалом КАМАЗ-55102 привела к изменению конструкции, исключающей разгрузку назад.

-8

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

-9