Что влияет на мореходность катера ? В первую очередь килеватость и обводы корпуса в целом. Существует несколько технических приемов, так или иначе влияющих на этот показатель. Однако это параметры постоянные. Но есть и переменные. Полные баки, общая загрузка, сила и направление ветра и волны… всё это сказывается на мореходных качествах катера в моменте. И если размер лодки достаточно большой, то без дополнительных систем не обойтись…
Среди них можно выделить два основных: триммер мотора и транцевые плиты. Возможности первой можно ощутить на любом катере с дистанционным управлением. В зависимости от положения мотора относительно транца можно изменять не только скорость перехода в режим глиссирования, но и саму эту скорость. Впрочем, прежде всего, это снижение угла дифферента в переходном режиме и режиме глиссирования. Т.е., вопрос не столько в самой мощности моторной установке, сколько в лучше балансе конфигурации корпуса, мощности и положения мотора относительно транца.
Уверен, что многие из вас обращали внимание на катера, идущие с чрезмерно задранным носом. Визуально кажется, что лодке буквально тяжело. Фактически это и есть проявление избыточного дифферента. Причины которого могут быть разными. Подробнее к этой теме я ещё вернусь чуть позже.
Впрочем, если с дифферентом ещё можно побороться при помощи триммера, то вот с креном уже гораздо сложнее. Уверен, многие из вас обращали внимание и на те ситуации, когда катер двигаясь по ровной воде прямо, имеет существенный крен на один из бортов.
С этим призваны бороться транцевые плиты. Они работают как в «ручном» режиме, когда шкипер управляющий катером сам «настраивает» систему так, чтобы крен был минимален. Есть и те, что работают в автоматическом режиме.
Данная система довольно давно применяется на крупных катерах и рассказывать подробнее о технических принципах не вижу смысла.
Куда интереснее рассказать о новой, по крайней мере для нас, системе стабилизации катера, работающей по принципу интерцептора и выполняющую функцию своего рода адаптивной подвески. Подстариваясь в зависимости от фактических условий. Называется она Zipwake. Как работает и чем может быть полезна я и расскажу подробнее.
Сама система состоит из двух видимых частей. Одна из них установлена на транце катера, как раз там, где обычно ставят те самые транцевые плиты. Вторая – панель управления находится на консоли. Помимо этого в катере установлены датчики оценивающие положение катера в горизонтальной плоскости. Как продольной – дифферент корпуса, так и поперечной – его крен.
Всё что необходимо сделать – активировать систему. Она работает в автоматическом режиме и оценивая положения корпуса производит необходимые действия. Снижая уровень дифферента и крена.
Кто-то из вас возможно возразит: в чём фишка. Ведь ты сам сказал, что подобная система давно существует и реализована в транцевых плитах. Это так. Но Zipwake работает не менее чем в пять раз быстрее. Анализируя положения катера в двух положениях. Работая так, чтобы корпус оставался максимально параллельным по отношению к поверхности воды. Делает это не только значительно быстрее, но и качественней. При этом с минимальной потерей энергии.
На что это влияет? Прежде всего – комфорт. Ведь согласитесь, двигаться по акватории с существенным креном не очень приятно. А если этот крен постоянно меняется?
Лодка в целом ведёт себя более стабильно и предсказуемо. Помимо излишних кренов, исключает и эффект "дельфенирования". "Болезнь" многих даже не больших моторных лодок.
Zipwake словно хорошая подвеска автомобиля, отрабатывает неровности и ухабы. Так, что сам корпус значительно меньше реагирует на эти изменения. Это в свою очередь увеличивает скорость. А точнее, снижает её ненужные потери. И как следствие обеспечивает до 10% экономии топлива. Т.е. с тонны потраченного топлива вы можете сэкономить около 100 литров. Или увеличить дистанцию движения. А это уже вполне объективные показатели, нежели достаточно эфемерный "комфорт и удобство".
Система Zipwake имеет несколько вариантов размеров. На корпус устанавливают от двух до 4 таких «интерцептеров». В зависимости от габаритов катера.
Как видно, в мире катеров всё чаще применяются современные технические системы, обеспечивающие больший комфорт и стабильность в управлении.
В данном случае работу системы в полной мере ощутят, как шкипер, так и пассажиры катера. Многие стараются достичь больших показателей скорости увеличивая мощность двигателя. Но давно известно, что каждый корпус имеет свой предел. И даже двукратное увеличение мощности не даст двукратного преимущества в скорости. Зато точно существенно увеличит расход.
Подобные системы, как ZiPWake и продвинутые системы транцевых плит позволяют выжать максимум из мощности двигателя, параллельно влияя и на комфорт на борту катера.
Друзья, в ближайшее время я планирую провести несколько тест-драйвов новых моделей катеров. Если вам интересна эта тема - подписывайтесь на этот блог, следите за анонсами в Instagram @ItodorTV
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)