Найти в Дзене
ItodorTV

Как выжать максимум от мощности катера?

Что влияет на мореходность катера ? В первую очередь килеватость и обводы корпуса в целом. Существует несколько технических приемов, так или иначе влияющих на этот показатель. Однако это параметры постоянные. Но есть и переменные. Полные баки, общая загрузка, сила и направление ветра и волны… всё это сказывается на мореходных качествах катера в моменте. И если размер лодки достаточно большой, то без дополнительных систем не обойтись…

Удовольствие от управления катером зависит от многих факторов.
Удовольствие от управления катером зависит от многих факторов.

Среди них можно выделить два основных: триммер мотора и транцевые плиты. Возможности первой можно ощутить на любом катере с дистанционным управлением. В зависимости от положения мотора относительно транца можно изменять не только скорость перехода в режим глиссирования, но и саму эту скорость. Впрочем, прежде всего, это снижение угла дифферента в переходном режиме и режиме глиссирования. Т.е., вопрос не столько в самой мощности моторной установке, сколько в лучше балансе конфигурации корпуса, мощности и положения мотора относительно транца.

Если лодка хорошо сбалансирована, то достаточно лишь использовать триммер моторов.
Если лодка хорошо сбалансирована, то достаточно лишь использовать триммер моторов.

Уверен, что многие из вас обращали внимание на катера, идущие с чрезмерно задранным носом. Визуально кажется, что лодке буквально тяжело. Фактически это и есть проявление избыточного дифферента. Причины которого могут быть разными. Подробнее к этой теме я ещё вернусь чуть позже.
Впрочем, если с дифферентом ещё можно побороться при помощи триммера, то вот с креном уже гораздо сложнее. Уверен, многие из вас обращали внимание и на те ситуации, когда катер двигаясь по ровной воде прямо, имеет существенный крен на один из бортов.
С этим призваны бороться транцевые плиты. Они работают как в «ручном» режиме, когда шкипер управляющий катером сам «настраивает» систему так, чтобы крен был минимален. Есть и те, что работают в автоматическом режиме.

-4

Данная система довольно давно применяется на крупных катерах и рассказывать подробнее о технических принципах не вижу смысла.

Куда интереснее рассказать о новой, по крайней мере для нас, системе стабилизации катера, работающей по принципу интерцептора и выполняющую функцию своего рода адаптивной подвески. Подстариваясь в зависимости от фактических условий. Называется она Zipwake. Как работает и чем может быть полезна я и расскажу подробнее.

-5

Сама система состоит из двух видимых частей. Одна из них установлена на транце катера, как раз там, где обычно ставят те самые транцевые плиты. Вторая – панель управления находится на консоли. Помимо этого в катере установлены датчики оценивающие положение катера в горизонтальной плоскости. Как продольной – дифферент корпуса, так и поперечной – его крен.
Всё что необходимо сделать – активировать систему. Она работает в автоматическом режиме и оценивая положения корпуса производит необходимые действия. Снижая уровень дифферента и крена.

Вся система состоит из интерцептеров, панели управления и нескольких датчиков, установленных в разных частях корпуса.
Вся система состоит из интерцептеров, панели управления и нескольких датчиков, установленных в разных частях корпуса.

Кто-то из вас возможно возразит: в чём фишка. Ведь ты сам сказал, что подобная система давно существует и реализована в транцевых плитах. Это так. Но Zipwake работает не менее чем в пять раз быстрее. Анализируя положения катера в двух положениях. Работая так, чтобы корпус оставался максимально параллельным по отношению к поверхности воды. Делает это не только значительно быстрее, но и качественней. При этом с минимальной потерей энергии.

Прибор управления ZiPWake второй во втором ряду.
Прибор управления ZiPWake второй во втором ряду.

На что это влияет? Прежде всего – комфорт. Ведь согласитесь, двигаться по акватории с существенным креном не очень приятно. А если этот крен постоянно меняется?
Лодка в целом ведёт себя более стабильно и предсказуемо. Помимо излишних кренов, исключает и эффект "дельфенирования". "Болезнь" многих даже не больших моторных лодок.
Zipwake словно хорошая подвеска автомобиля, отрабатывает неровности и ухабы. Так, что сам корпус значительно меньше реагирует на эти изменения. Это в свою очередь увеличивает скорость. А точнее, снижает её ненужные потери. И как следствие обеспечивает до 10% экономии топлива. Т.е. с тонны потраченного топлива вы можете сэкономить около 100 литров. Или увеличить дистанцию движения. А это уже вполне объективные показатели, нежели достаточно эфемерный "комфорт и удобство".

Система Zipwake работает в автоматическом режиме; не менее чем в 5 раз быстрее автоматических транцевых плит.
Система Zipwake работает в автоматическом режиме; не менее чем в 5 раз быстрее автоматических транцевых плит.

Система Zipwake имеет несколько вариантов размеров. На корпус устанавливают от двух до 4 таких «интерцептеров». В зависимости от габаритов катера.
Как видно, в мире катеров всё чаще применяются современные технические системы, обеспечивающие больший комфорт и стабильность в управлении.
В данном случае работу системы в полной мере ощутят, как шкипер, так и пассажиры катера. Многие стараются достичь больших показателей скорости увеличивая мощность двигателя. Но давно известно, что каждый корпус имеет свой предел. И даже двукратное увеличение мощности не даст двукратного преимущества в скорости. Зато точно существенно увеличит расход.
Подобные системы, как ZiPWake и продвинутые системы транцевых плит позволяют выжать максимум из мощности двигателя, параллельно влияя и на комфорт на борту катера.

Друзья, в ближайшее время я планирую провести несколько тест-драйвов новых моделей катеров. Если вам интересна эта тема - подписывайтесь на этот блог, следите за анонсами в Instagram @ItodorTV

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)

-9

Авто
5,66 млн интересуются