В этой статье речь пойдет не обо всех марках отечественного производителя, а конкретно о "Жигулях".
В свое время я очень увлекся историей автомобилестроения. Меня всегда очень привлекали советские автомобили, а именно ВАЗовская классика. В процессе изучения материала я нередко натыкался на факты о советском автопроме, о которых я до этого, несмотря на свою осведомленность в этом вопросе, даже не подозревал! И вот, собрав некоторые из них, самые, на мой взгляд, интересные, я решил поделиться этой информацией с вами. Приступим!
1. Жигули = Фиат
Да, об этом действительно знают многие, но я не мог пропустить этот факт. В конце 60-х советская партия подписала договор с компанией Фиат. Суть его была в следующем: под руководством Фиата в городе Тольятти должны были построить завод, позже названный ВАЗом, а также передать документацию и оборудование для производства седана Фиат 124. После небольшой доработки (доводки с учетом климатических особенностей СССР) седан пошел в серию под именем ВАЗ-2101. В течение некоторого времени специалисты Фиата помогали нашим инженерам в модернизации авто (ВАЗ-21011, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106). К чести советских инженеров, "рестайлинги" они проводили в основном своими силами, Фиатовцы лишь иногда помогали советами да документацией. Модернизация, разумеется, проводилась с оглядкой на новый версии Фиата 124. Начиная с ВАЗ-2105 и его семейства модернизация проходила без участия специалистов Фиата.
2. Рекордсменка
Кто из нас не знает знаменитую старушку Ниву, нынешнюю Ладу 4х4? Нынешние поколения зачастую не видят в ней ничего особенного, а ведь когда-то Нива давала много поводов для гордости своим конструкторам, ставя рекорд за рекордом! Это помимо того, что она была автомобилем новаторской конструкции, массово экспортировалась за рубеж ( в том числе в Европу, Арабские страны и даже Японию), участвовала в ралли ДАКАР и просто добросовестно помогала советским гражданам комфортно передвигаться по бездорожью.
Далее я приведу самые знаменательные рекорды Нивы:
1) Мировой рекорд высоты: в 1998 году вседорожник "Нива" поднялся в базовый лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взял высоту в
5726 м над уровнем моря
2) "Нива" покорила Северный полюс - в ходе международной парашютной акции в апреле 1998 года ВАЗ-2131 "Нива" была сброшена c парашютом, а после приземления на лёд и освобождения от строп, была заведена и успешно преодолела заданный маршрут
3) 12 лет прослужила "Нива" на российской полярной станции "Беллинсгаузен" в Антарктиде, где дорог не существует в принципе. Тольяттинский вседорожник эксплуатировался в диапазоне температур от −54 до +40 °C для перевозки грузов и буксировки судов. Общий пробег автомобиля составил 11800 км
4) В 1999 и 2000 гг. снегоболотоход "Лада-Нива-Марш", созданный на агрегатах "Нивы", дважды покорил Северный полюс
3. С оглядкой на премиум
При разработке люксовой версии "Пятерки", ВАЗ-2107, за образец внешности ВАЗовцы взяли... Мерседес S-класса 1-го поколения (кузов W116)! Взгляните на фото: похожие формы оптики, хромированный радиатор, выступающий над плоскостью рельефного капота...
4. Porsche-2108
В разработке знаменитого "зубила" ВАЗ-2108 принимала участие компания Порше! Стоит сказать, что сотрудничали ВАЗ с Порше и до этого, в ходе модернизации ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Правда ни в первом, ни во втором случае проекты Порше не были приняты руководством ВАЗа, в ход пошли собственные, советские разработки. А вот в случае ВАЗ-2108 сотрудничество было плодотворным: специалисты Порше разрабатывали кузов для "зубила". К слову, шасси у "восьмерки" - полностью советская разработка. К чести советские инженеров не могу не упомянуть: немецкие специалисты очень хвалили "наших" за отличное шасси.
5. Откуда взялась "Lada"
Нынче все новые модели АвтоВАЗа именуются Ладой. Но ведь этот "бренд" появился еще в далеких семидесятых! Спросите для чего? Отвечаю: для экспорта. Почему же нельзя было использовать наше, советское название "Жигули"? Все объясняется очень просто: дело в том, что из-за особенностей произношения в большинстве стран Европы "Жигули" ассоциируется со словом "Жиголо". С таким названием "Жигулям" явно не сулил хороший старт на новом рынке. К слову, в те времена около 50% продукции Волжского Автозавода шло на экспорт в страны Прибалтики, Европу, Канаду и многие другие.