Evo IV с августа 1996 года был основан на кузове нового поколения Lancer. Помимо более мощного шасси, было приложено много усилий для двигателя и трансмиссии. Гоночный распредвал, более легкие поршни, улучшенная индукция и выхлоп дали еще 10 л.с. и, что более важно, 33 фунт-фут крутящего момента. Турбонагнетатель с двумя спиралями уменьшил помехи в выхлопе, улучшил отклик нижнего конца и сократил турбо-лаг. 0-60 миль в час теперь упали до 4,8 секунды. Большие тормоза были приняты, чтобы соответствовать увеличенной производительности. AYC Active Yaw Control дебютировал на Evo IV. Это был фактически активный задний дифференциал, помогавший машине регулировать недостаточную и избыточную поворачиваемость. Внешне этот автомобиль выглядел почти как раллийный автомобиль с его чудовищными размерами и большими противотуманными фарами, но людям это нравилось! Было построено 9 000 автомобилей, и все было быстро продано.
Дебютировавший в январе 1998 года, Evo V стал еще одним большим улучшением. Его раскосые колесные арки вмещали более широкие гусеницы (до 40 и 35 мм спереди и сзади соответственно) и более крупные 17-дюймовые колеса с шинами 225/45. Подвеска получила оптимизированную геометрию, легкие алюминиевые рычаги управления и перевернутые амортизаторы, которые поднимали жесткость шасси. Новые тормоза включают в себя высокопроизводительные суппорты Brembo. AYC был дополнительно доработан, чтобы уменьшить недостаточную поворачиваемость, обнаруженную в предыдущем поколении. Новое заднее крыло получило регулируемую фольгу для изменения прижимной силы. Все это значительно улучшило его обработку.
Тем временем двигатель получил новый турбокомпрессор и улучшенный интеркулер, подняв максимальный крутящий момент с 261 до 275 фунтов на фут. В то время как пиковая мощность все еще указана в 280 л.с., или верхний предел, согласованный японскими производителями, фактическая цифра, несомненно, была выше. Дорожные испытания показали, что Evo V способен развивать скорость 0-60 и 0-100 миль в час за 4,7 и 12,3 секунды соответственно. Это позволило ему опередить многие дорогие машины, в том числе BMW M3 E36, Skyline GT-R R33, собственный флагман Mitsubishi GTO и даже Honda NSX. Когда дорога стала грубой и крутой, Evo стал, пожалуй, самой быстрой машиной в мире. Только современный Subaru Impreza WRX STi Version IV мог конкурировать с ним.
Января 1999 года пришло Эво VI. В этом поколении улучшение сконцентрировалось на аэродинамике в ответ на изменения, внесенные в правила WRC. В частности, заднее крыло стало двухплоскостным. Также было улучшено охлаждение двигателя, что сделало ту же мощность и крутящий момент более долговечными. Модель RS представила первую в мире титановую турбину, уменьшающую турбо-лаги. Кроме того, шасси получило дополнительные точечные сварные швы для увеличения жесткости, в то время как подвеска получила некоторые подробные модификации. Evo VI, вероятно, был не быстрее своего предшественника, но, несомненно, был более конкурентоспособным на этапах ралли. Это принесло Макинену четвертый подряд титул гонщика WRC, также в последний раз для раллийной команды Mitsubishi. Поскольку чемпионат перешел с серийных автомобилей группы A на более специализированные машины WRC-spec, серия Lancer Evolution утратила свое преимущество.
В то время как все предыдущие Evos были ограничены в Японии, небольшая партия Evo VI была официально экспортирована в Великобританию. Когда Autocar road провела его тестирование в 1999 году, было зафиксировано несколько впечатляющих характеристик: 0–60 за 4,4 с и 0–100 за 11,2 с. Он похвалил автомобиль не только за молниеносную скорость, но и за превосходное торможение, огромное сцепление с дорогой и превосходное сцепление с глазами. В нем описывалось, что машина «больше похожа на истребитель, чем на скромный автомобиль, когда она нарезается на изгибы, а затем сосет на пол, словно бросая вызов законам физики». Единственными претензиями были жесткая езда на низкой скорости и рулевое управление, которое было не таким приятным, как должно быть сосредоточенному автомобилю. В заключение журнал сказал: «Это автомобиль, который может проглотить четырех взрослых и их багаж так же эффективно, как любой Ford Mondeo, но тот, который может сравниться со всеми, кроме самого быстрого Ferrari по прямой. Автомобиль, который так же изыскан, как Nissan Primera на автомагистрали, но в то же время та, которая может обогнать и затормозить любой продукт, производимый в настоящее время Lotus. Тем не менее, это также автомобиль, который стоит не дороже, чем хорошо обозначенный BMW 3-серии без маркировки ".
Так как Evo VI был легче и на самом деле быстрее, чем последующие Evos, его считали лучшим в этой породе.
Январь 2000 года представил Томми Макинена выпуск Evo VI в качестве празднования 4-го титула WRC с участием Mitsubishi. Помимо косметических изменений, были некоторые незначительные изменения - высота пробега была снижена на 10 мм (следовательно, еще более жесткая езда), переработана титановая турбина, чтобы улучшить отклик нижнего конца, больше охлаждения двигателя, выхлоп большего диаметра и улучшенный масляный поддон. Новая воздушная плотина улучшила аэродинамику и охлаждение двигателя. Издание Makinen обычно упоминалось в Evo 6.5. Хардкорные водители считали его лучшим из лучших.
Evo VII, появившийся в феврале 2001 года, переключился на платформу Lancer Cedia нового поколения, чья колесная база увеличилась на 115 мм до 2625 мм, что на самом деле длиннее, чем у оригинального Galant VR-4! Он также был значительно длиннее и выше старого автомобиля. Даже при значительном снижении веса автомобиль по-прежнему перевозил на 40 кг больше, чем раньше. С другой стороны, новый корпус с дополнительными точечными сварными швами показал на 50% более высокую жесткость на кручение. Более широкая передняя колея и больше хода подвески способствовали управляемости. Двигатель 4G63 получил небольшие модификации, такие как полые распределительные валы, меньшее сопло турбины (для улучшения отклика), промежуточный охладитель с более высоким расходом с разбрызгиванием воды, больший масляный радиатор и выхлоп переменного противодавления. Это произвело еще 7 фунтов крутящего момента, в то время как официально максимальная мощность все еще была заявлена в 280 л.с. Однако наиболее важным изменением должна стать система 4WD - теперь с электронным управлением межосевого дифференциала (ACD) в сочетании с AYC. Обработка была намного улучшена в результате. Evo VII был медленнее, чем Evo VI на прямой линии, но в поворотах он должен быть немного быстрее.
Год спустя к Evo VII присоединилась более цивилизованная версия под названием GT-A. Он получил двигатель, настроенный на 272 л.с. и 253 фунта, 5-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач Invecs-II, более мягкий авиационный комплект, более роскошный интерьер и более мягкую подвеску, чтобы привлечь меньше хардкорных водителей. Mitsubishi теперь нужно было больше продаж, чтобы оправдать расходы на разработку
Поскольку раллийная кампания переключилась на машины WRC-spec, которые не имели отношения к дорожному автомобилю, Mitsubishi могла замедлить темпы развития Evo. Поколение VIII появилось через 2 года после VII в январе 2003 года, но это не было серьезным обновлением. Что касается стиля, его можно легко отличить от старой машины с помощью новой корпоративной решетки радиатора и удлиненного переднего свеса, который оставлял место для защитной планки от проникновения, требуемой американскими правилами. На переднем бампере были открыты дополнительные вентиляционные отверстия для питания большего интеркулера. В дополнение к модифицированному выхлопу и более эффективному турбокомпрессору, двигатель 4G63 с длительным сроком службы произвел еще 7 фунтов крутящего момента при 289 фунтах. Лошадиная сила осталась на уровне 280, но большинство полагало, что фактическая цифра должна быть 310. Главной новостью стала новая 6-ступенчатая механическая коробка передач с близким соотношением, которая помогла новому автомобилю компенсировать потери, потерянные в Evo VII. Система активного рыскания AYC была обновлена до Super AYC с использованием планетарной передачи вместо конических, чтобы удвоить величину передачи крутящего момента между задними колесами. В результате Evo VIII загнал в угол даже быстрее, чем Evo VII. Это рулевое управление стало еще лучше, без недостаточной поворачиваемости даже приближаясь к своему углу поворота.
Мицубиси, которому не хватает денег, теперь хотел еще больше окупить инвестиции в серию Evolution. С одной стороны, Evo IX больше не был ограниченным производством. Мицубиси будет поставлять столько, сколько требует. С другой стороны, он представил более дешевую версию под названием «Lancer Evolution» на рынке США. Этот автомобиль был на 70 кг тяжелее из-за добавления противовзломной планки, добавленной к носу. Регуляторы выбросов понизили свою мощность до 271 л.с., поэтому она была медленнее, чем японская версия. Кроме того, его ACD и AYC были заменены вязкой муфтой и механическим LSD соответственно, чтобы сэкономить расходы. Более 10 000 автомобилей было продано в Соединенных Штатах.
В феврале 2004 года был выпущен Evo VIII MR, чье название означало «Minor Revision» - нет, фактически, «Mitsubishi Racing». Его система турбонаддува была настроена таким образом, чтобы обеспечить более высокую мощность на высоких оборотах (хотя мощность до 280 л.с.) и немного больший крутящий момент. Некоторые меры по снижению веса позволяют снизить вес до 10 кг. В частности, крыша была сделана из алюминия для снижения центра тяжести. Амортизаторы Bilstein немного улучшили езду. ACD и AYC были перепрограммированы, чтобы меньше вмешиваться в ABS. Экстерьер остался неизменным, хотя.
Прошло еще 2 года, и в марте 2005 года дебютировало 9-е поколение. Это было также последнее, построенное на современной платформе Lancer и с легендарным двигателем 4G63. Последний получил регулировку фаз газораспределения MIVEC и, в сочетании с еще одной тонкой настройкой системы турбонаддува, дал немного больший крутящий момент и более плавную кривую крутящего момента. Как и предыдущий MR, крыша была сделана из алюминия - это сделало новую модель MR менее значимой. Задний спойлер был сделан из полого карбона. С косметической точки зрения он отказался от прежней корпоративной решетки радиатора и вернулся к обычной. Аэродинамика была едва пересмотрена. Evo IX был наименее улучшенным поколением из всех.
Когда Evo X был запущен в октябре 2007 года, это вызвало много споров. Впервые в истории Evolution этот автомобиль был полностью обновлен, настолько новый, что многие не считали его той же породой. Он был построен на новой платформе Lancer / Galant Fortis, которая была значительно больше и на 130 кг тяжелее, чем Evo IX, в результате чего соотношение мощности и веса было фактически ниже, чем у Evo первого поколения. Это ограничивало его производительность по прямой линии, а также ловкость на узких горных дорогах. Абсолютно новый двигатель 4B11 остался на 2 литра, но у него был алюминиевый блок и современный двойной VVT для увеличения максимального крутящего момента до 311 фунт-футов. Первоначально мощность была указана как 280 л.с. (JIS) или 295 л.с. (SAE), но год спустя рейтинг Японии был повышен до 300 л.с., поскольку Mitsubishi последовал за Subaru, чтобы отказаться от добровольного лимита. Столь же новой была 6-ступенчатая коробка передач с двойным сцеплением SST, которая помогла восстановить некоторые характеристики, потерянные из-за увеличенного веса.
На дороге у Evo X было более плавное движение благодаря более жесткому шасси, более длинной колесной базе и современному подавлению NVH. На его управляемость и рулевое управление меньше влияли неровности дороги и неровности. Несмотря на то, что он был не таким взрывоопасным или коммуникабельным, как старый автомобиль, его система S-AWC (Super All-Wheel Control), включающая ACD, AYC, ABS и контроль устойчивости, позволила улучшить управляемость.
Тем не менее, магия Эво теряла свое значение с тех пор, как Mitsubishi покинул чемпионат мира по ралли после 2005 года. Без напряженной конкуренции в автоспорте дорожный автомобиль потерял фокус. Он стал склонным к коммерческим соображениям и далек от своей первоначальной философии. Группа Rallyly создала лучшие поколения дорожных автомобилей. Кончина Группы А знаменовала собой конец великой эры, хотя серия Lancer Evolution поддерживала это пламя дольше, чем все остальные.