Найти в Дзене

Почему раньше автомобили были лучше? А были ли?...

Land Cruiser 80 считается одним из самых надёжных "крузаков". До сих пор пользуется спросом, в том числе у любителей дальних поездок по диким местам.
Land Cruiser 80 считается одним из самых надёжных "крузаков". До сих пор пользуется спросом, в том числе у любителей дальних поездок по диким местам.

В среде автомобильных знатоков бытует мнение, что раньше автомобили были лучше, чем современные разработки. Мнение не лишённое оснований, но давайте попробуем разобраться, были ли они лучше, чем они были лучше, и почему современные автомобили уже никогда не будут такими, как старые.

Основной аргумент за старые автомобили - более высокий ресурс. Действительно, современные автомобили редко выхаживают даже 200000 без значительных поломок. Автомобили старых разработок спокойно ездят по 500000 и больше, и не делают мозги своим владельцам. Если конечно вовремя менять масло и расходники. Почему так происходит? Очень просто. Раньше жизненный цикл модели на конвейере составлял в среднем 7-10 лет. Бывали и модели долгожители, которые выпускались по 20 лет без значительных изменений. Не берём в расчёт отечественные Жигули) там немного другая ситуация на производстве).

Мерседес 123 многие считают последним "настоящим Мерседесом".
Мерседес 123 многие считают последним "настоящим Мерседесом".

Проектирование, создание, испытание, постановка на производство новой модели раньше занимало гораздо больше времени, чем сейчас. Не было так развито компьютерное моделирование, технологии производства не позволяли воплощать все идеи инженеров, соответственно проектирование велось с учётом имеющихся технологий. Материалы того времени тоже не обладали теми характеристиками, которые им можно придать сегодня. От этого страдала надёжность сложных агрегатов, поэтому их старались упростить по конструкции. Также в конструкцию закладывалась возможность быстро и просто отремонтировать тот или иной узел, чтобы в глазах потребителя повысить общую надёжность. Само производство автомобилей происходило медленнее. Всё это требовало заложения в конструкцию более длительного ресурса. Автомобиль в среднем использовался покупателем гораздо дольше, чем сейчас, и быстрый его износ негативно отражался бы на репутации производителя.

В современном мире все процессы происходят быстрее. Новые модели проектируются быстрее, объемы производства тоже растут, известные марки, которые производились только в одной стране, открывают заводы в других странах. Потребитель тоже уже не покупает один автомобиль на всю жизнь. Отношение к автомобилям стало проще, теперь это не член семьи, а просто груда железа, используемая в повседневной жизни. Современные модели живут на конвейере максимум 5 лет, причем на 3ем году жизни выпускают рестайлинг, который уже заметно отличается от первоначальной разработки. Расхожее мнение, и я с ним согласен, что автомобили сейчас проектируют не инженеры, а маркетологи.. Людей всеми способами убеждают, что им нужно купить новый автомобиль. Поэтому длительный ресурс сейчас закладывать в конструкцию смысла нет. Автомобиль должен отъездить без особых проблем определённое количество километров и тут же быть утилизирован. Кстати возможность быстрой утилизации тоже закладывается в конструкцию.

Казалось бы, современные материалы и технологии позволяют создать очень надёжный автомобиль, который будет ездить чуть ли не вечно. Но надо ли это производителю? А надо ли это потребителю? Люди каждый год покупают новый iPhone, который практически такой же как предыдущий, но покупают же! То же самое и с автомобилями, кому понравится ездить на устаревшей модели, которая выглядит не современно, не обладает модными электронными фишечками, да к тому же каждый год требует всё больше вложений для беспроблемной эксплуатации. Естественный износ никто не отменял, даже на супернадёжных агрегатах.

Производитель сейчас имеет возможность выпустить автомобилей гораздо больше, чем потребитель готов купить. У них и так есть проблемы со сбытом новой продукции, а если эта продукция будет очень надежной и не требовать замены через 2-3 года? Тогда просто возникнет перепроизводство, цены на автомобили упадут, производители понесут огромные убытки и, в конечном итоге, обанкротятся, оставив без средств к сущестованию многомиллионную армию своих бывших сотрудников. Так что выпуск менее надёжных автомобилей - своего рода гарантия того, что в будущем эти автомобили будут вообще производиться. А ещё, повышенная надёжность автомобиля неизбежно повлечёт за собой сильно повышенную стоимость. И тогда даже средненький, простенький автомобиль без особых изысков может стать роскошью для большинства потребителей.

BMW 5 в кузове Е39 был очень популярен и имел репутацию надёжного автомобиля. Новый кузов Е60 уже не мог этим похвастаться, и спрос на него был заметно ниже.
BMW 5 в кузове Е39 был очень популярен и имел репутацию надёжного автомобиля. Новый кузов Е60 уже не мог этим похвастаться, и спрос на него был заметно ниже.

Так на самом ли деле современные автомобили хуже своих дедушек и прадедушек? Смотря по каким критериям оценивать. Про надёжность мы уже поговорили, а что, например с технологическим уровнем? Прогресс, не смотря на все усилия маркетологов, не стоит на месте. Современный автомобиль отличается от старых моделей также как палка-копалка от экскаватора. Двигатели стали мощнее при том же объёме, при этом расход топлива заметно ниже. Раньше считалось, что с АКПП автомобиль медленнее разгоняется и потребляет больше топлива, современные АКПП работают на порядок быстрее, и разгон с ними гораздо быстрее, чем даже с механической коробкой, а расход топлива ниже. Межсервисные интервалы также увеличились значительно. Сама технологическая карта технического обслуживания сократилась. Кто из нас помнит, что такое “шприцевание шаровых”? А кто из нас помнит как выглядели эти “соски” для шприцевания? Современные технологии проектирования позволяют создать подвеску с очень точными характеристиками. Это положительно влияет на управляемость автомобиля и на комфорт при движении. Системы безопасности тоже постоянно развиваются, АБС, системы стабилизации во-первых работают гораздо эффективнее, во-вторых устанавливаются уже не только на машины среднего и выше класса, а на любой даже бюджетной малолитражке и в базовой комплектации. Про пассивную безопасность даже говорить нечего. Начнём с того, что лет 30 назад над ней вообще мало кто заморачивался. Сейчас требования ужесточаются постоянно. Автомобиль, который считался относительно безопасным 10 лет назад, тест по современным правилам просто провалит. Не последнюю роль в развитии автомобиля играют экологи. Опять же постоянным ужесточением требований. Наверно мы уже забыли что такое запах отработавших газов. А ведь если бы современный трафик например в Москве состоял из одних Жигулей и Москвичей, ну или редких иномарок 70х-80х годов выпуска, то скорей всего солнца мы бы не видели, и без противогаза на улицу выйти было бы не возможно.

Наконец все мы любим пользоваться современным, удобным продуктом, удовлетворяющем наши потребности. Всякие электронные плюшки в салоне - это сейчас основной инструмент маркетологов и продавцов для перетягивания покупателей на сторону своей марки. Автомобиль сейчас - это уже больше смартфон на колёсах. Помните такой модный агрегат как CD-чейнджер? как быстро он стал бесполезным с появлением формата MP3, а затем и USB слота в каждой магнитоле. Я уж не говорю про кассетную деку). Когда вы последний раз опускали окно, вращая ручку? А эти современные системы помощи водителю? Парктроники (анекдот про “мадам паркуется по слуху?” уже не актуален), датчик дождя, камеры по периметру, системы автоматического торможения, ночное видение, да чего только не напихают в современную повозку!

Автомобиль теперь должен не только перевозить владельца, но и всячески его развлекать. Комплектация без огромного дисплея и развитой развлекательной системы уже пользуется пониженным спросом. Руль без кнопочек воспринимается уже как анахронизм, граничащий с ретро.

 Mercedes S-класса. Вверху 140 кузов, внизу современный 222. Почувствуйте разницу.
Mercedes S-класса. Вверху 140 кузов, внизу современный 222. Почувствуйте разницу.

А пользовались ли бы спросом модели давних годов, если бы их сейчас выпускали новыми? Очень много слышно, особенно от возрастных водителей “вот была б такая новая, точно купил бы…”, обычно так они вспоминают свои иномарочки 80х-90х годов. Однако не думаю, что спрос был бы большим.

Безусловно, нашлись бы ценители, но в общей массе вряд ли среднестатистический автомобилист согласился бы ездить на машине с устаревшим дизайном, скудным внутренним оснащением, слабеньким движком, который к тому же сжигает топлива в 1.5 раза больше, чем современный. Да и комфорт передвижения тоже вряд ли соответствовал бы аналогичной машине, современной конструкции.

Ну и в заключении. Каждый автомобиль соответствует требованиям своего времени. Если современный автомобиль делается из более тонкого металла, имеет менее надёжную конструкцию но при этом комфортабельный, динамичный, экономичный и безопасный - значит таковы требования конечного потребителя, и денежки свои он понесёт тем, кто эти требования удовлетворит.

Авто
5,66 млн интересуются