Вискомуфта – система передачи крутящего момента с одного механизма на другой, величина которого избирательно зависит от внешних условий и факторов. В автомобилестроении вискомуфты можно встретить в устройстве некоторых кондиционеров и климат-контроля, системы охлаждения двигателя, а также системе подключаемого полного привода. В этой статье вы узнаете из чего состоит и как работает вязкостная муфта.
🔻Ремонт и диагностика АКПП: https://topakpp.ru/
Устройство и конструкционные особенности вискомуфты: что нужно знать?
Вязкостная муфта представляет собой механизм автономной передачи крутящего момента за счет вязкостных характеристик дилатантной жидкости. Иными словами, принцип работы системы заключается в передачи момента через изменение степени вязкости рабочей жидкости муфты путем ее нагрева и перемешивания.
Конструкционно классифицируют 2 типа вязкостных муфт:
- Дисковая вискомуфта – представляет собой пакет фрикционных дисков, размещенных на ведущем и ведомом валу внутри герметичного корпуса, которые приводятся в движение за счет изменения физических свойств рабочей жидкости.
- Вязкостная муфта колесного типа – содержит два или большее количество турбинных колес, оснащенных направленной крыльчаткой. Передача момента заключается за счет движения рабочей жидкости в герметичном корпусе вискомуфты ведущим колесом – образующиеся потоки жидкости изменяют ее плотность и вязкость, что и приводит в действие ведомое колесо.
Передача крутящего момента через рабочую жидкость необходима для стабилизации и синхронизации пакета дисков или турбинных колес вискомуфты в случае их вращения с разной скоростью движения. Грубо говоря, принцип работы вязкостной муфты можно сравнивать с работой гидротрансформатора, однако некоторые отличия все же имеются.
Дилатантная жидкость для вязкостной муфты: коротко о главном
Рабочая жидкость для вискомуфты производится на силиконовой основе. Характерными особенностями дилатантной жидкости для вискомуфты считаются:
- Высокая степень вязкости при сохранении свойств текучести.
- Повышение плотности при воздействии температуры или силы трения.
- Увеличение объема при нагреве и уменьшение – в момент остывания.
Дилатантная жидкость находится в герметичном корпусе вискомуфты между турбинными колесами или пакетом дисков и необходима для передачи крутящего момента с одного элемента на другой. В момент вращения ведущего турбинного колеса или системы дисков происходит перемешивание жидкости внутри вискомуфты, что приводит к ее нагреву и увеличению вязкости и плотности. Вязкая, загустевшая жидкость блокирует муфту и жестко подключает ведущее и ведомое звено, обеспечивая равномерную передачу момента. При снижении скорости вращения ведущего звена температура дилатантной жидкости снижается, что приводит к уменьшению вязкости ее состава и разблокировки самой муфты.
Актуальность вискомуфты в наше время
Главными преимуществами вискомуфты считается высокий ресурс эксплуатации и простота производства, что позволяет широко использовать данную систему и в настоящее время. Несмотря на большую эффективность и КПД электромеханических систем передачи момента, вискомуфты менее требовательны к обслуживанию и менее затратные при изготовлении.
Современная электромеханика полностью заменила вискомуфты в устройстве систем подключения полного привода для городских кроссоверов ввиду большего КПД, однако в системах охлаждения двигателя и трансмиссии, а также в системе климат-контроля некоторых автомобилей установка вискомуфты по-прежнему более рациональна и экономически целесообразна.
Ссылка на статью: https://topakpp.ru/kompaniya/news/printsip-raboty-viskomufty/
Контакты АКПП сервиса:
Сайт: https://topakpp.ru/
Телефон: 8 (495) 125-45-97