По распоряжению Наркомата авиапромышленности в 1942 г. возобновилось строительство законсервированного завода № 328. Городской комитет партии обратился к Народному комиссару по строительству с просьбой организовать во Владимире строительное управление для окончания строительства.
В августе того же 1942 года председатель ГКО говорил о том, что завод № 328 «вступил в частичную эксплуатацию. Завод начал строиться в 1943 г. по решению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1943 года.
Ожили вековые пустыри за Юрьевской заставой - строительство началось в конце марта. Шла ожесточенная война, трудности были огромные, не хватало ни людей, ни строительных материалов, ни машин. А стройка была объявлена ударной.
В строительстве участвовали 500 специально мобилизованных комсомольцев, специалисты с действующих предприятий. На строительстве Владимирского тракторного завода в 1943-1947 гг. работали немецкие военнопленные.
Из действующей армии были отозваны опытные инженеры. Строящийся завод испытал на себе все беды войны. И все же в таких труднейших условиях строительство шло своим чередом.
Специалисты приехали из Горького, из Челябинска, из Перми, Оренбурга, Свердловска, Златоуста. Одновременно прибывали и опытные квалифицированные рабочие. Все они становились владимирскими тракторостроителями.
На заводе была строжайшая дисциплина. Опоздания и прогулы карались нещадно. Однажды я опоздал, в табельной сразу же собралась тройка: судья и двое заседателей, и принародно осудили меня: три месяца вычитали из зарплаты 20 %, а из хлебной карточки — 800 гр. - вырезали 300. Остались «штаны» — так называлась вырезанная карточка. Один парнишка убежал в родную деревню из-за голода. Через месяц его с милицией привели назад и осудили на пять лет, за дезертирство. Таких случаев было много. (КМ. Федоров «Моя трудовая жизнь»).
«Работали на Владимирском тракторном заводе. Работали по 12 часов в сутки, практически без выходных. Хорошо, если один выходной день в месяц давали. Отдыхать было совершенно некогда. Жили в это время в общежитии-бараке. Там было много крыс, которые бегали везде. Бывало, зайдешь в комнату, а крыса на кровати сидит. Поначалу жутковато было, ну, потом привыкли. Питались мы в столовой. Завтракать приходилось очень редко. На обед давали суп из перловой крупы, на второе - каша из перловой крупы и несладкий чай. На ужин - винегрет и маленький кусочек хлебушка. Но в столовой не наедались. Часто, бывало, приходили с работы уставшие, кушать хочется. То оладий из травы напечем, то щи из крапивы сварим. Раз в месяц по карточкам давали четвертинку вина. Четвертинку я всегда откладывала для своего папы и берегла ее до похода домой. Работать приходилось при любых обстоятельствах. Иногда, бывало, поранишь руку сильно, боль жуткая, а работать все равно надо" (из воспоминаний Е.А. Жбанковой).
4 июля 1944 года свыше 1100 рабочих Граммзавода и «Автоприбора» приняли участие в массовом воскреснике на строительстве Тракторного завода.
В июле 1944 года на Владимирском тракторном заводе, который еще только строился, уже шла работа над выпуском первых тракторов.
В июле из комплектов, присланных с ленинградского Кировского завода, были выпущены первые пропашные тракторы «Универсал У-2» - простые в устройстве, не имевшие кабины и шин, с керосиновым карбюраторным двигателем мощностью 22 лошадиные силы.
У-2 был модификацией пропашного трактора «Универсал» с расставленными передними колесами (для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур).
Днем рождения завода считается день 24 апреля 1945 года. В этот день закончилось строительство первой очереди завода. С главного конвейера сошел 500-й трактор. Но строительство завода продолжалось.
Завод выпускал тракторы "Универсал" и "Владимирец", тротуароуборочные машины, садово-огородный инструмент. Продукция завода экспортировалась в более чем шестьдесят стран мира. Миллионный трактор был произведен во Владимире в 1988-ом году. После распада Советского Союза, предприятие постепенно пришло в упадок. В 2018-ом тракторный завод фактически прекратил свое существование.