Найти тему
АКАДЕМИЯ СОМЕЛЬЕ

«Нос вина»: дегустируем как сомелье

Часто в разговорах сомелье или продвинутых ценителей вин можно услышать такое понятие как «нос вина». Что это значит?

Если совсем просто - речь идёт о комплексе ароматов, присущих тому или иному вину.

Аромат и вкус — это главное, что оценивается при дегустации вина. Когда напиток налит в ваш бокал — понюхайте его, и вы ощутите «первый нос» вина: первую волну ароматов, ощутимых даже на небольшом расстоянии. Потом покрутите его в бокале, дайте «подышать», насытиться кислородом, опустите ваш нос в бокал - и перед вами раскроется «второй нос» вина. 

Кстати, а вы знали, что правая и левая ноздри у каждого человека несколько по-разному воспринимают запахи? Проведите эксперимент и вы сами в этом убедитесь. Наклоните голову над бокалом и вдохните одной ноздрей, зажав другую, а потом наоборот. Чувствуете разницу? Какая сторона у вас чувствительнее? Этим нюансом пользуются профессиональные дегустаторы, наклоняя голову и погружая в бокал то одну, то другую сторону носа.

https://p2d7x8x2.stackpathcdn.com/
https://p2d7x8x2.stackpathcdn.com/

При обонятельном анализе в процессе дегустации выделяют три группы ароматов. Первичные — это сам  аромат винограда, из которого произведено вино. Его можно оценить, даже не наливая напиток в бокал — достаточно открыть бутылку. Вторичные ароматы - это те из них, которые появляются в результате брожения напитка. Третичные — относятся уже к фазе выдержки вина: они происходят из первичных и вторичных, изменяясь в процессе созревания. Вино наливают в бокал, слегка вращают его и ненадолго оставляют,- только потом вдыхают аромат.

Профессиональные дегустаторы оценивают аромат вина по следующим характеристикам.

Интенсивность — характеризует яркость аромата, его напор и глубину.

Комплексность — многообразие разных ароматических семейств в одном вине, например, фруктовые, цветочные, пряные и минеральные…

Качество аромата — говорит нам о характеристиках винтажа, мастерстве винодела и условиях хранения напитка.

Существуют множество разнообразных ароматов вин, которые можно разбить на следующие основные группы:

  • фруктовые — цитрусовые, айва, яблоко, банан, чёрная смородина, малина, клубника, ежевика, слива и другие;
  • цветочные — роза, пион, табак, фиалка, жасмин и не только;
  • растительные — зеленая трава, чай, влажная или сухая листва, сено…;
  • винозные — ароматы брожения;
  • пряные — корица, ваниль, перец, лаванда, базилик…;
  • букетистые — животные тона, кошачья моча, древесные ноты, каучук, дым и копчености, тосты, кофе, шоколад, сливочное масло, мед и многое другое;
  • минеральные — легкая дымность, мокрый асфальт, аромат минеральной воды, сода, пыль;
  • эфирные — гудрон, лак для ногтей, бензольные ноты, «ацетон»;
  • ароматические — сортовые ароматы, обычно присущи ароматическим сортам винограда (например, мускат, мальвазия, гевюрцтраминер…);
  • простые — прямые ароматы без разнообразия нюансов.

Попробуйте и вы найти что-то интересное в своем бокале, но ничего не придумывайте! Главное — сосредоточиться и суметь не только ощутить, но и правильно описать, выразить это. Материализовать аромат вина! Это непросто, но очень увлекательно. Не пробуйте вино, только нюхайте: столько времени, сколько вам нужно, чтобы по-настоящему понять его аромат. Ну как, получается?

Ещё интересное:

Ступени развития вкуса любителя вин

Может ли импортное вино в России стоить 200 рублей?

Еда
6,93 млн интересуются