У экипажей самолётов, помимо профессионального сленга, есть набор выверенных команд, а также кодовые слова и фразы. Некоторые из них пассажиры слышат на борту, хотя не понимают их значения.
В этой статье я расскажу о них подробней.
1. “Селекторы в положение “armed" и "Селекторы в положение “disarmed” (или “Селекторы в положение “автомат"/Селекторы в положение “ручное”).
Команда звучит перед взлётом - в первом случае и после посадки - во втором и означает, что нужно включить или отключить при открытии дверей автоматическое надувание спасательных трапов соответственно. В некоторых авиакомпаниях после посадки и остановки самолета сам командир подает команду в салон: "Parking position". Это тоже самое, что селекторы в положение “disarmed”.
Трапы всегда должны быть наготове, пока работают двигатели – на случай экстренной эвакуации. Поэтому перед взлётом селектор двери переводят в положение ARMED (“автомат”).
После посадки и отключения светового табло “застегнуть ремни” этот режим отключают переводом рычага в положение DISARMED (“ручное”). В этом положении при открытии двери спасательный трап не надуется. Отключать “автомат” очень важно для аэропортов и авиакомпаний, потому что сдувать и собирать трап долго и дорого.
2. “Кросс-чек”
"Cross-check” – "перекрёстная проверка". Это важнейший принцип гражданской авиации "сделай сам – проверь другого", когда члены экипажа постоянно контролируют действия друг друга, чтобы исключить забывчивость, ошибки, недоделки и любую импульсивную реакцию. Например, по команде “селекторы в автомат, кросс-чек” каждый бортпроводник переводит рычаг и проверяет, переведён ли он на двери напротив. Согласно тому же принципу, в экипажах всегда по два пилота.
3. “Стерильная кабина”.
Это не убранная кабина и не команда, которую вы можете услышать (как раз-таки такой команды не существует). Это правило гражданской авиации, согласно которому пилотам запрещено отвлекаться на что-либо, включая посторонние разговоры между собой и лишние контакты с бортпроводниками. Действует оно с момента запуска двигателей до набора нужной высоты и при снижении вплоть до выключения двигателей.
Обычно “стерильная кабина” выдерживается до 10 тысяч футов, после чего подаётся звуковой сигнал о том, что теперь можно “отвлекать” пилотов чаем/кофе и вопросами, типа "А где мы сейчас пролетаем?"
Есть только одна причина, по которой можно отвлечь пилота во время нахождения в "стерильной " зоне - в случае развития внештатной ситуации. Например, пожар, захват воздушного судна и т.п.
В следующей статье я расскажу о "странных" звуках во время полета и объясню, что они означают.
Спасибо, что дочитали статью до конца, надеюсь, вам было интересно? Если да - ставьте "нравится", так вы помогаете моему каналу развиваться.
⠀