Найти тему
Шкодавод Ру

Внедорожный Type 998 «Агромобиль» 1962 года

B 1962 году компания ŠKODA представила компактный Type 998, маневренный и компактный специальный автомобиль для использования в сельском и лесном хозяйстве, а также для армии. Хотя тип 998 хорошо зарекомендовал себя в тестах на бездорожье, грузовик-платформа со складывающимся ветровым стеклом, известный как «Агромобиль», так и не пошел в серийное производство. Однако автомобиль длиной 3,50 м с вместимостью до 10 пассажиров все же попал на киноэкран. Сегодня один из тринадцати выпущенных автомобилей типа 998 входит в коллекцию музея «Шкода».

Прототип Type 998 ‘Agromobil’
Прототип Type 998 ‘Agromobil’

Автомобили от Laurin & Klement и позже от ŠKODA всегда были функциональными и универсальными. Например, мотоциклы с первых дней существования компании можно было использовать для привода небольших сельскохозяйственных машин, если это требовалось – короткий кожаный ремень, соединяющий заднее колесо, мог быть заменен на более длинным в несколько простых шагов, что создало стационарную машину. В начале 20-го века ассортимент продукции компании также включал электрогенераторы, которые приводились в движение либо модифицированными автомобильными двигателями, либо собственными дизелями компании. Начиная с 1912 года, массивные и мощные моторизованные плуги типа Excelsior P4 с четырехцилиндровыми двигателями L&K также доказали свою полезность в сельскохозяйственных операциях при обработке полей. Чуть позже ассортимент моторных плугов был расширен и включил в себя меньшую модель, чьи качества в роли трактора и землеройной машины, были оценены военным в Первую Мировую войну. Тем временем, материнская компания ŠKODA в Пльзене уже производила тракторы и другую сельскохозяйственную технику с крылатой стрелой на эмблеме.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов компания ŠKODA уже имела десятилетний опыт создания внедорожных коммерческих автомобилей. В тогдашней Чехословакии не хватало компактных, маневренных и потому легких и универсальных вездеходов. По этой причине Министерство сельского хозяйства, задало вопрос о возможности разработки модели, которая отвечала бы требованиям сельского и лесного хозяйства и могла бы дополнительно использоваться в открытой добыче полезных ископаемых. Она также, должна была быть пригоден для армии. В период Холодной войны это часто было дополнительным или даже существенным требованием, и поэтому многие военные проекты в то время получили гражданские названия.

Шкода приступила к разработке Type 998 ‘Agromobil’ в январе 1961 года. При этом автопроизводитель, который в то время назывался AZNP («Automobilové závody národní podnik» или «Государственный автомобильный завод»), сотрудничал с компанией Česká zbrojovka Strakonice, производителем пистолетов, велосипедов и мотоциклов марки ČZ. Новая модель должна была быть произведена именно там, так как мощности AZNP уже были полностью задействованы. Однако три прототипа 998 были построены в Млада-Болеславе и использовали многочисленные компоненты из стандартных моделей ŠKODA.

Прототип Type 998 ‘Agromobil’
Прототип Type 998 ‘Agromobil’

Главенствующим принципом в конструкции «Агромобиля» было «Форма следует за функцией». Компактное транспортное средство имело 3,47 метра в длину и 1,70 метра в ширину и имело самонесущий кузов с платформой, покрытой брезентом, который также натягивался над кабиной для водителя и пассажира. Погрузочный край погрузочной площадки длиной 1,98 метра и шириной 1,59 метра находился всего в 70 сантиметрах над дорогой. В сочетании с капотом высотой 1,24 метра это привело к созданию грузового пространства объемом 3,9 м3, которое было легко доступно и могло быть легко загружено. Также была предусмотрена возможность установки двух скамеек в продольном направлении, рассчитанных на восемь человек. В этой конфигурации, наряду с водителем и передним пассажиром, Type 998 предлагал пространство для размещения до десяти человек.

Прототип Type 998 ‘Agromobil’
Прототип Type 998 ‘Agromobil’

Одной из особенностей этого универсального внедорожника было неразделенное ветровое стекло: его можно было складывать вперед, тем самым уменьшая высоту «Агромобиля» с 1,94 до 1,41 метра – что идеально подходит для поездок по лесу или при перевозке самолетом. Его отличные внедорожные характеристики были достигнуты главным образом благодаря колесной базе всего 1,90 метра и коротким свесам кузова, которые давали почти одинаковый угол наклона почти 45 градусов как спереди, так и сзади. Большой дорожный просвет в 290 миллиметров, при пустом автомобиле, и 230 миллиметров, когда он был полностью загружен, также способствовали его внедорожным возможностям. Индивидуально подвешенные колеса управлялись спереди трапециевидными поперечными рычагами, а задняя ось была снабжена задними рычагами с торсионной подвеской.

Прототип Type 998 ‘Agromobil’
Прототип Type 998 ‘Agromobil’

Привод обеспечивал четыре-цилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов и водяным охлаждением. Он был взят из ŠKODA 1202, популярного «универсала», построенного с 1961 по 1973 год, и был установлен в продольном направлении за передней осью между сиденьями водителя и пассажира. Объем двигателя составлял 1221 куб. см, а мощность-33 кВт (45 л. с.). Четырехступенчатая коробка передач передавала мощность через фланцевый редуктор на заднюю ось с дифференциалом ограниченного скольжения, а при необходимости и на передние колеса, которые могли быть включены и также заблокированы. Помимо сокращения дорожного движения на 1: 1.30, существовал также режим бездорожья с коэффициентом уменьшения 1:2.28. «Агромобиль» также мог питать оборудование для полевых и лесных работ через вал отбора мощности сзади.

Из трех прототипов, первоначально построенных, два из них отправились в Чехословакию на запланированную производственную площадку в Страконице. В то же время третий «Агромобиль» остался в Млада-Болеславе и прошел там строгие практические испытания. Всего за 79 дней он преодолел расстояние в 29 953 километра и зафиксировал максимальную скорость в 89 км / ч — вполне достаточную для автомобиля такой конструкции. Сравнительные испытания, проведенные в военном испытательном центре, оказались настоящей проблемой, для чего было построено еще десять машин Type 998. Испытательный центр оценил внедорожные возможности «Агромобиля»  как ”хорошие»; «Шкода» даже превзошла советский ГАЗ-69, который в то время был стандартным автомобилем армий Варшавского договора. Причины, по которым серийное производство Type 998 так и не было запущено, в первую очередь объясняются особенностями централизованно-управляемой плановой экономики и отсутствием влияния чехословацкой армии.

Прототип Type 998 ‘Agromobil’
Прототип Type 998 ‘Agromobil’

Широкая публика ничего не знала об этом переднеприводном автомобиле до 29 января 1965 года: в ту же пятницу состоялась премьера Чехословацкого мюзикла «Kdyby tisíc klarinetů» («Если бы тысяча кларнетов»). В одной из сцен этого антивоенного фильма военный Коммандос на двух «Агромобилях» преследует дезертира-пацифиста. Тогдашний 26-летний ведущий актер Иржи Менцель также продемонстрировал свой большой режиссерский талант немного позже в комедии «Пристально наблюдаемые поезда» ( по-чешски: Ostře sledované vlaky). Фильм получил премию «Оскар» за Лучший иностранный язык на 40-й церемонии вручения премии «Оскар» в 1968 году.

Один из трех прототипов «Агромобиля» в настоящее время находится в коллекции музея Шкода в Млада – Болеславе.

================================================================

Источник Шкодавод.ру

Авто
5,66 млн интересуются