Найти в Дзене
Artfragment

Я тебя съем: что любили готовить художники

Оглавление

Художники не только работают в мастерской, но и смотрят сериалы, плотничают, играют в шахматы, разгадывают кроссворды, а еще любят вкусно поесть и порой сами это готовят. Пусть не все подобно Джорджии О’Кифф собственноручно месили тесто, но хоть что-то, да готовили. Мы выяснили, какие у художников были фирменные рецепты и любимые блюда.

— Джорджия О’Кифф — одна из самых дорогих женщин-художниц — обожала готовить.

А еще была приверженцем здорового питания. Рецепты, которыми О’Кифф руководствовалась и которые порой дорабатывала, она записывала от руки. Среди блюд в ее арсенале были домашний йогурт и печенье «Мадлен», свекольник со сметаной и маринованный перец чили. И это лишь малая часть. Однажды Альфред Стиглиц сказал про жену, что на самом деле она повар.

Джорджия О’Кифф на кухне.
Джорджия О’Кифф на кухне.

— Фрида Кало не умела готовить, но ей пришлось научиться этому ради Диего Риверы.

Он был очень избирателен в еде — особенно в блюдах мексиканской кухни. Любопытно, что обучить кулинарным премудростям Кало взялась бывшая жена Риверы Лупе Марин. И настолько в этом преуспела, что ее ученица позднее даже выпустила книгу рецептов «Frida’s Fiestas». Кало часто готовила перец чили в соусе из грецкого ореха, курицу в зеленом остром соусе пипиан, свинину с опунцией и тамале — тесто из кукурузной муки с начинкой из фарша, сыра, овощей и фруктов. Что касается книги рецептов Кало, то она была разделена на 12 частей — по числу месяцев в году и с особыми блюдами для праздника в каждом из них.

Фрида Кало и Диего Ривера
Фрида Кало и Диего Ривера

— Луиза Буржуа помнила лицемерные семейные ужины своего детства, поэтому когда стала студенткой, ограничила свой рацион йогуртом, медом и тыквенным хлебом.

На кухню художница вернулась, уже когда вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера. С ним она переехала в Нью-Йорк. И вскоре стала получать удовольствия, приглашая в дом гостей и готовя для них. На стол Буржуа часто подавала блюда французской кухни: жареную икру сельди с лимонным соусом, запеченный цикорий и тушеную телятину с картофелем. После смерти мужа в 1973 году художница избавилась от кухонного стола. Но по-прежнему готовила на маленькой газовой плите.

Луиза Буржуа, photo by Blaine Waller
Луиза Буржуа, photo by Blaine Waller

— «Я действительно веду образ жизни официанта», — однажды сказал Марсель Дюшан.

Возможно, если бы он был им, он мог бы порекомендовать заказать тартар. А еще рассказал бы, как его приготовить. Хотя это он сделал. Для тартара, который, как отмечал создатель реди-мейдов, никак не связан с французским одноименным соусом, следует раздобыть самую лучшую говядину и соорудить из нее «птичье гнездо». В его кратер влить два яичных желтка. А подобно венку, окружающему «гнездо», расположить нарезанный белый лук, ярко-зеленые каперсы, серебристые анчоусы, свежую петрушку и черные оливки. Блюдо Дюшан советовал подавать на фарфоровой однотонной тарелке — лучше всего цвета слоновой кости. Это не будет отвлекать от естественной палитры ингредиентов блюда.

Марсель Дюшан в кафе Кадакеса, 1954.
Марсель Дюшан в кафе Кадакеса, 1954.

— Дольше 30 лет художник Фрэнсис Бэкон прожил в небольшой квартире в Южном Кэнсингтоне, где кухня и ванная комната были объединены в одно пространство.

Да, в доме художника было много кулинарных книг. Но он не использовал их по прямому назначению. Бэкон читал рецепты из них в попытке уснуть. Но хорошую еду ценил. Бэкон любил устрицы с шампанским. В течение двух лет, проведенных в Париже в компании своего любовника Эрика Холла, художник почти каждый вечер начинал с такого ужина в ресторане отеля «Ритц», а заканчивал вечер в местных барах.

Фрэнис Бэкон на кухне своего дома в Южном Кэнгсингтоне, photo by John Minihan.
Фрэнис Бэкон на кухне своего дома в Южном Кэнгсингтоне, photo by John Minihan.

— Говорят, Энди Уорхол больше всего в жизни любил четыре вещи: свою мать, искусство, рекламу и томатный суп Кэмпбелл.

Изображение банки с последним стало одной из икон XX века. «Я работаю только с тем, что мне нравится», — признавался художник. Уорхол ел на обед суп каждый день. И действительно любил томатный Кэмпбелл — пищу бедняков, как ее порой называли. Его он ел прямо из банки, не перекладывая в тарелку. Отвечая на вопрос арт-критика Свенсона, Уорхол однажды признался, что ел его регулярно на протяжении 20 лет.

Энди Уорхол, «Банки с супом «Кэмпбелл»», 1962.
Энди Уорхол, «Банки с супом «Кэмпбелл»», 1962.

— Олафура Элиассона называют «волшебником радуг и водопадов».

Но «поколдовать», как оказалось, он может и на кухне. В 2017 году Элиассон выпустил книгу «Кухня». Речь в ней шла о вполне конкретном месте. В студии художника на протяжении уже нескольких лет ежедневно проходят совместные обеды для всех сотрудников. «Приготовление пищи, как и искусство, процесс творческий. Он ориентируется на наши ощущения и постоянно трансформируется», — признавался Элиассон. Интерес к еде ему передался от отца. Тот готовил для исландских рыбаков. И с гордостью отмечал, что приучил их есть свой же улов. Начал он с простых рецептов жареной рыбы, а уже после для тех, кто уходил в море, готовил севиче с соком лайма и ревеня. В книге «Кухня» Элиассон собрал более сотни вегетарианских рецептов. Один из его любимых — салат из рисовой лапши с арахисовым соусом.

Обложка книги «Студия Олафура Элиассона. Кухня».
Обложка книги «Студия Олафура Элиассона. Кухня».

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.