Найти тему
Будни СССР🌐

История автомобиля "Победа"

Этот автомобиль уже практически невозможно повстречать на улицах наших городов. Но если увидеть его в транспортном потоке, то, наверное, любой по силуэту сможет определить его марку. Когда-то для нашей страны название этого автомобиля стало настоящим символом победы над фашистской Германией. Рассказ пойдет о модели ГАЗ М20 «Победа.

Небольшая история автомобиля

-2

ГАЗ-М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — ГАЗ М-20. Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупно серийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. 28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

В конце зимы 1943 года Липгарт, участвуя в массовом совещании Наркомсредмаша, представил новый план разработки новых автомобилей. Среди этого списка была и «Победа», которая уже имела четкий чертеж и приблизительные технические характеристики. Этот автомобиль отличался оригинальным внешним видом и неплохой производительностью, поэтому конструкторы, дизайнеры и инженеры сразу принялись за ее разработку.

Но уже летом 1943 года, в преддверие Второй Мировой войны, завод имени Молотова попал под ужасную бомбардировку фашистов. За короткий строк было сделано не менее 25 атак, в последствии которых уничтожено около 6 тысяч разного технологического оборудования и испорчено более 9 тысяч метров линий конвейера. Но даже такие трудности не останавливали конструкторов и с каждым днем «Победа» приобретала все более и более совершенный облик.

Спустя почти год, способом графопластики, был продемонстрирован первый на территории СССР полноразмерный макет автомобиля, изготовленный из дерева. В 1953 году уже американцы захотели протестировать нашу Победу и даже опубликовали в журнале «Cars» подробный обзор модели. Их вывод тоже можно назвать весьма удовлетворительным. США хвалило Победу за хорошую конструкцию, но утверждали, что она «копирует» их отечественного Форда, а еще – слишком тяжелая и не обладает хорошей мощностью. Но время шло и многие западные страны, перенимая опыт у своих соседей, каждый год создавали все новые и новые модели автомобилей.

И вот уже к 1957 году Победа позиционировала себя как устаревшая, малофункциональная и неудобная модель. Но, даже не смотря на такой «приговор», ее популярность не падала, особенно на родине.

С опытом водители заметили: для того, чтобы первая передача включалась тихо, надо было вначале включить вторую, а затем – на первую. Сцепление, при этом, всегда держать выжатым. Именно в Победе были такие инновации, как обдув, печка и электронные указатели поворотов.

Автомобиль ГАЗ М-20 должен был иметь название «Родина». Но после иронического вопроса вождя «Почем Родину продавать будете?», Липгарт решил переименовать свое детище, дабы не оказаться на лаве врагов Сталина. Победа стала первый детективным автомобилем на территории СССР.

Внешний вид

-3

ГАЗ М20 на первый взгляд казался обычным автомобилем, нацеленным удовлетворить средний класс населения. Но стоит только поближе осмотреть дизайн "Победы", как сразу же находишь все новые и новые детали, которые в совокупности формируют весьма насыщенный и яркий внешний вид.

Этот автомобиль выглядел даже чересчур современно, не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими иностранными марками. Спереди было много хрома, который придавал «Победе» дорогой вид, а сужающийся капот – элегантности. Дизайнеры не один раз переделывали кузов автомобиля, доводя его до неоспоримого совершенства. 

Фигурные пороги, эксклюзивные дверные ручки, тщательно проработанный бампер, рубины фонарей и гармонично подобранный цвет кузова – все это создавало ощущение полного комфорта и не вызывало никаких нареканий. К тому же, конструкторы предусмотрели и то, чтобы сами колеса не выступали за крылья, обеспечивая чистоту кузову даже при езде по грязным дорогам. Что касается технических новшеств, но именно «Победа» первой на территории Советского Союза обзавелась указателями поворота и сигналами тормоза. 

Почему назвали "Победа"?

-4

Этот автомобиль уже практически невозможно повстречать на улицах наших городов. Но если увидеть его в транспортном потоке, то, наверное, любой по силуэту сможет определить его марку. Когда-то для нашей страны название этого автомобиля стало настоящим символом победы над фашистской Германией. Рассказ пойдет о модели ГАЗ М20 «Победа» В то время перед запланированным запуском в поточное производство новые модели представляли Иосифу Сталину. Вождь автомобилем остался недоволен. Особенно ему не понравился слишком «прожорливый» шестицилиндровый двигатель. После обещаний руководства завода подготовить четырехцилиндровый двигатель, Сталин все же утвердил проект и название модели «Победа» После выпуска первых серийных машин стали выявляться многочисленные дефекты. Директора завода сняли с должности, главному конструктору объявили выговор. Автомобиль стали дорабатывать: заменили глушитель, увеличили прочность кузова, уменьшили на несколько сантиметров размеры заднего сиденья, чтобы генералы и полковники могли ездить в папахах.В пятидесятых годах автомобили «Победа» стало возможным увидеть и в Западной Европе – на них возили наших представителей союзнической миссии. Зарубежные производители обратили пристальное внимание на советскую разработку, заметив ее приспособленность к любым дорогам, и стали копировать «Победу» в своих моделях. К 1955 году автомобиль прилично модернизировали. Внесли изменения в сцепление, конструкцию рессор, коробку передач, в тормоза. У машины появился отопитель, хороший радиоприемник, а также модель с кузовом – кабриолет. Чуть позже, используя базу автомобиля ГАЗ-69, выпустили модель М72. Это был комфортабельный внедорожник, эффективно эксплуатировавшийся во время освоения целины. Всего же почти за тринадцать лет выпуска, было произведено около 236 тыс. автомобилей. Потребителей «Победа» подкупала своим гармоничным внешним видом и изяществом линий. Она была достаточно велика, блестела хромированными деталями, в частности, выделялись блеском решетка радиатора и колпаки колес. На машине появились электрические фонари стоп-сигналов с указателями поворотов, и водителям уже не надо было жестикулировать руками при осуществлении маневра.

Интересные факты:

-5

1. «Победа» стала первым отечественным серийным легковым автомобилем с интегрированным кузовом и так называемой понтонной боковиной. Прежние машины (ту же «Эмку» ГАЗ-М1) делали, как грузовики: в основе - рама, на ней мотор с коробкой, кабина, крылья, сделанные отдельными «кусками» железа, подножки, фары отдельными блоками. А у этой машины была конструкция, очень похожая на современный автомобиль. В основе - железный кузов, все остальное крепится к нему.

2. Неправильно думать, будто «Победу» решили создать уже после войны как символ победы над фашизмом. На деле идея подобного автомобиля (похожего на иномарки) появилась еще до войны, а правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля ГАЗ получил в начале 1943 года.

Известный факт: сначала машину хотели назвать «Родиной». Но Сталин спросил, почем будут продавать «Родину»? После этого пришлось сменить название.

3. «Победа» не была лицензионной копией или плагиатом на тему какого-то конкретного иностранного автомобиля. Основную работу по проектированию автомобиля вел главный конструктор завода Андрей Липгарт, дизайн принадлежит художнику-конструктору Вениамину Самойлову. Нотки заимствований, конечно, прослеживаются, и это явно влияние американских компактных машин. А также чешской «Татры».

На этом мы заканчиваем. Думаю, что вам интересно было прочитать эту статью. Написать статью о ее характеристиках? Пишите в комментарии. Всем до скорых встреч!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются