Недалеко от морвокзала в Мурманске стоит судно, значение которого трудно переоценить. Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире судно с ядерным реактором в качестве силовой установки. Сейчас «Ленин» продолжает оставаться в строю, уже в качестве музея. Побывать на нем может каждый желающий.
В конце второй мировой войны Соединенные Штаты Америки впервые в мире применили ядерное оружие, показав человечеству мощь и опасность, заключенную внутри атома. Началась новая эра в истории цивилизации. В СССР тоже разрабатывалось ядерное оружие, но советские ученые стремились показать, что новая отрасль может служить не только уничтожению. Именно в СССР в 1954 году была запущена первая в мире атомная электростанция, в те же годы было принято решение о строительстве атомного ледокола.
Справедливости ради отмечу, что к моменту создания атомного ледокола «Ленин» американцы уже успели построить и принять на вооружение атомную подводную лодку «Наутилус». Но именно «Ленин» стал первым мирным судном с ядерной энергетической установкой.
Проектирование и постройка атомного ледокола велись в сжатые сроки. В достижении цели участвовала вся страна. В создании ледокола участвовало более 500 предприятий. Проект был готов за два года, с 1953 по 1955. В 1956 году судно было заложено в Ленинграде, а уже в 1959 году проведены ходовые испытания и сдача ледокола Министерству морского флота.
Атомный ледокол показал выдающиеся качества. Высокая автономность и большая мощность энергетической установки позволили увеличить срок навигации в суровых северных морях.
Длина атомного ледокола «Ленин» — 134 метра, ширина — 27,6 метров, высота — 16,1 метра, осадка — 10,5 метра. Мощность главной установки 44000 лошадиных сил. На корме площадка с вертолетом.
Атомный ледокол — целый плавучий город. Учитывая его значимость, на отделке не экономили. Внутри многие помещения отделаны ценными породами дерева.
На борту ледокола побывало множество выдающихся людей, в том числе, руководство многих стран.
Идти на ледокол нужно непременно с экскурсией. Билет в кассе стоит 500 рублей для иностранцев, 150 рублей для граждан России, для пенсионеров и студентов — 100 рублей, детский — 50 рублей. Фото и видеосъемка бесплатные.
Кстати, прямо с борта атомного ледокола можно отправить открытку.
Основная часть экскурсии проходит по капитанскому мостику и огромной кают-компании.
Можно заглянуть в каюту капитана.
Атомный ледокол «Ленин» проводил суда по Северному морскому пути. За время работы он прошел 654 тысячи морских миль.
В 1989 году атомный ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации. Ледоколу повезло, он не был распилен на металлолом. В 2009 году «Ленин» стал музеем и визитной карточкой Мурманска.
Атомные реакторы ледокола деактивированы. Сейчас на них можно посмотреть через окошко.
Если повезет, можно увидеть и турбины. Их четыре.
Атомный ледокол «Ленин» стал первопроходцем нового этапа развития Северного морского пути, работа которого без атомных ледоколов сейчас уже немыслима. Кроме СССР, а затем России, ни у одной страны в мире нет и не было атомных ледоколов.
Вот такая история у первого в мире атомного ледокола, великого детища великой страны. У меня есть рассказы и про другие, действующие ледоколы, если интересно почитайте:
✔️ Единственный в мире атомный контейнеровоз
✔️ Что едят на атомном ледоколе?
✔️ Как живут на атомном ледоколе?
✔️ На капитанском мостике атомного ледокола
✔️ Как выглядит пульт управления сердцем атомного ледокола
✔️ Откуда вмятина в корме атомного ледокола?
Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.